Кушайри. Рисала. (Переведено как "Принципы суфизма"). Отрывок из главы "Довольство". Перевод в процессе редактирования.
Жители Ирака и Хорасана по-разному воспринимают довольство. Состояние это или «стоянка»?
В Хорасане считают что довольство – одна из «стоянок». Это высшая ступень упования на Господа, и слуга способен достичь ее своими усилиями.
В Ираке считают, что довольство – одно из состояний, то есть его не достичь своими усилиями. Скорее, это озаренность сердца, как и другие состояния.
Можно примирить эти две позиции, посчитав, что сначала довольство достигается усилиями самого слуги, а в конце (Пути) это – состояние, которое недостижимо (усилиями слуги).
Когда говорят о довольстве, каждый описывает свою собственную «стоянку» либо то состояние, которое ему ниспослано. Потому-то и возникают разные формулировки – ведь внутренний опыт и состояния у каждого свои.
Что не вызывает сомнений, так это то, что довольствующийся Господом не противится своей судьбе.
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак говорил: «Довольство – не оттого, что тебя обходят испытания, а от непротивления божественным заветам и суду Божьему».
Знай, что на слугу возложено довольство лишь той судьбой, которой ему назначено удовольствоваться, ведь невозможно, да и нет нужды быть довольным всеми сторонами своей жизни, такими как дела непослушания и многочисленные испытания верующих.
Шейхи говорят: «Довольство – величайшие врата Господа», то есть отмеченного довольством встречают наиболее радушно и удостаивают высшего благоволения.
‘Абд аль-Вахид ибн Зайд говорил: «Довольство – величайшие врата Господа и рай этого мира», Знай, что слуге не достигнуть довольства Господом (да будет Он славен), пока Господь не удовольствуется им, ведь Он сказал:
Бог доволен ими, и они довольны Богом (Коран 98:8).
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак рассказывал: «Ученик спросил у своего наставника:
– Знает ли слуга, что Господь им доволен?
Тот в ответ:
– Нет. Как он узнает об этом, ведь Его довольство скрыто?
Ученик возразил:
– Но он все же знает об этом.
Наставник спросил:
– Каким образом?
Тот ответил:
– Если я вижу, что мое сердце довольно Господом, значит, и Он доволен мной.
Наставник заметил:
– Хорошо сказано, юноша.
Говорят, что Моисей (да будет с ним мир) молился: «О мой Господь, что мне свершить, чтобы угодить Тебе?»
Ему было сказано: «Это не в твоих силах».
Моисей пал на землю в мольбе, и тогда Господь открыл ему: «О сын Имрана, Мое довольство – в твоем довольстве Моими заветами».
Пер. А.Орлова