Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Шиизм, либерализм и христианская мистика  (Прочитано 2265 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Шиизм, либерализм и христианская мистика
« Ответ #3 : 05 дХТаРЫп 2009, 12:40:03 »
Паралель между рим-греция и арабы-персы проводилась также через другую точку:

с суровыми римлянами 2-го века перед Христом, которые были бедны, дисциплинированные и больше пеклись о гражданской чести чем быте, сравниваются такие же непритязательные и воинствующие арабы-мусульмане, с материальной стороны обеспеченных верблюдами-шашками, а с идеологической - представлениями об умме (общине верующих), которые, как оказалось, были прежде всего руководством к действию.

а с тогда уже упадочническими греками (богатейшая литература-архитектура при многовластии и отсутствии четких политических целей) - сасанидская Персия.

Аналогия точная даже на выходе - под конец 7 века п.Х., персидская культура заполнила вакуум арабов, повторив ситуацию, известную в формулировке Горация
 
Graecia capta ferum victorem cepit / et artes intulit agresti Latio - захваченная Греция железного победителя схватила/ и искусства ввела в невозделанный Лаций

(интересно, что те аскетические движения в исламе, от которых иные иследователи выводят суфизм, большей частью возникали именно как отрицание нового, изнеженного способа жизни, противоречащего суровой героике первого века хиджры - ситуация имевшая место и в Риме после эпохи первых завоеваний, правда не так в духовном, как гражданском плане).

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Шиизм, либерализм и христианская мистика
« Ответ #2 : 21 дХТаРЫп 2005, 19:03:11 »
Русский исследователь восточной литературы и переводчик Ознобишин сравнивал персов в их литературе с греками, арабов - с римлянами. Он пишет:

"Первые (т.е. персы) подобно грекам находят особенное удовольствие в словах сложных, другие же (т.е. арабы), как римляне, стараются избегать их; из сего заключить можно, что персы были наклонны к искусствам, арабы - к подвигам воинским, ибо искусства, по многообразию своему, обыкновенно требуют в словах сложности, между тем, как дела воинские выражаются просто, и чуждаются всяких украшений. Отсего персы представляются нам сладострастными, роскошными и беспечными; арабы, напротив того, важными и строгими..."

"Сын Отечества", 1826 г.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Шиизм, либерализм и христианская мистика
« Ответ #1 : 11 дХТаРЫп 2005, 07:12:47 »
Юрий Каграманов Exploratoribus laus Неизвестное об исламе:

"Сунниты считают шариат необходимым и достаточным для верующего; максимум, что они могут себе позволить, это различные его толкования. Шииты считают столь же необходимым и хакикат, «преследование истины» (от хакика — «истина»), — под водительством имама; хотя в принципе каждый шиит может самолично прислушаться к голосу Скрытого Имама, если он его слышит9. Арабист Л. Массиньон находит, что эта черта шиизма более всего соответствует особенностям иранского (арийского) мышления. «Иранский темперамент, — пишет Массиньон, — проникает в самую суть Божественного Слова, произнесенного на арабском, литургическом языке ислама... в то время как семиты, испытывая благоговейный страх перед Богом, продолжают считать Его совершенно недоступным»10.

Со стороны представляется, что шиизм, это «прибежище духовной отваги», по выражению Корбена11, имеет несомненные преимущества перед суннизмом. В рамках шиизма возможна такая свобода духа и такая терпимость, какие, по крайней мере в прошлом, немыслимы были у суннитов. Историки, например, считают, что шиитское государство Фатимидов, существовавшее в Египте и Сирии с 909 по 1171 год, было самым «либеральным» государством за всю историю Средних веков не только в Азии, но и в Европе; и там «либерализм» шиитской верхушки постоянно вызывал ропот со стороны остававшегося суннитским большинства.

* * *

Раздвоение духовного пути в самом мусульманском мире обозначилось географически: Запад, особенно мавританская Испания, тяготел к рационализму, шиитский Восток — к мистицизму. Примечательно, что Ибн Араби, родившийся в Мурсии и преподававший некоторое время в Кордове, позднее переселился на Восток, в Ирак и Персию, где нашел cвою духовную родину.

* * *

В христианстве есть традиция, до некоторой степени близкая шиизму своим упором на апофатику и обращением к визионерству, но это традиция явно маргинальная: она представлена такими именами, как Ангелус Силезиус, Мейстер Экхарт или Якоб Бёме.

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/1/kagar.htm
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100