[wayter] оказывается у приматов очень развито чувство справедливости. Такой эксперимент: обезьяны боноба (вроде шимпанзе) сидят в клетке. Их учат чему-то и за успех награждают огурцами. Огурцы они любят. Все идет хорошо.
После некоторого времени экспериментатор награждает одну из обезьян за ту же работу, что делают все, уже не огурцом, а виноградом. (Виноград они любят гораздо больше, чем огурцы)
Остальные обезьяны оченть обижаются и начинают бросать в эскпериментатора огурцами. То есть выбрасывают их из клетки.
Даже обезьяны не всегда руководствуются логикой, что же говорить о человеке) . Ведь с точки зрения здравого смысла лучше было бы огурцы оставить себе. Аналогичная ситуация у людей: человек работает, получает зарплату, все в порядке. Потом узнает, что за ту же работу кто-то получает в два раза больше. Человек впадает в отчаяние и может бросить работу, что явно противоречит принципу собственной выгоды.
Похоже, что даже такое "возвышенное" чувство, как чувство справедливости, связано с нашей первобытной природой.
Обезьяны сильно зависят от кооперации в стаде и предполагается, что будут вознаграждаться за усилия. Когда этого не проиходит, реакция весьма болезненная.
На духовном пути проповедуется мысль, что надо действовать без рассчета на награду. И это приводит обезьяну внутри нас в полное исступление.
[килька] wayter> но обезьяну ведь все равно надо чем-то ублажить, чтобы она не бесиласть и не отбирала все силы на ее усмирение?
[мухомор] все огурцы поделить поровну, и виноград поровну.
[wayter] тут какая еще проблема: если в стаде можно как-то приблизиться к справедливости, то в человеческом обществе, где столько возможностей и сложностей, всегда будет ощущение, что не разделили по-справедливому. То есть всегда почти будет ощущение, что незаслуженно обошли, не оценили по заслугам.
Где же выход? Надежда на то, что внутри есть еще что-то, кроме обезьяны.
* * *
[wayter] обезьяна действует в соответствии со своей природой - к ней претензий нет ).
[beduin] а человек ведь тоже со своей природой. Просто она бесконечно сложнее. И может тоже невозможно его в чем обвинить
[wayter] но как быть человеку? часто попадаются истории, где учитель, например, ведет себя "несправедливо" по отношению к ученику - ученик всем пожертвовал, а учитель даже не обращает внимания, наоборот, отвергает ученика некоторое время (про Абу Саида, по-моему).
То есть нужно идти "против природы", не поддаваться естественному чувству обиды на "несправедливость"? Насколько это возможно для человека - преодолеть природную склонность, ожидание "справедливости"?
[Yabloko] ученик должен быть достаточно смиренен. Если он сердцем выбрал учителя, он должен сохранить смирение перед учителем
[AL] wayter> если попытаться отделить жалость к себе от якобы "справедливости", то можно и не идти против природы )
[hookah] wayter> Про справедливость. С одной стороны мы должны поступать справедливо и отдавать должное, а, с другой стороны, мы видим, что этот мир не обязательно справедлив. Тут возникает конфликт. Можно успокоиться в том, что есть некая высшая справедливость, которая нам не очевидна. Всегда ли это так?
[hookah] wayter> Можно ли считать, что "высшая справедливость" есть и может быть постигнута?
ket] wayter> может в таких случаях важно не отождествление со своими природными склонностями? или животными склонностями.
Вернее, наверно нужно стремиться подчинить живоные склонности себе, а не подчиняться им самому
[hookah] wayter> Какие тактически установки дает суфизм для разрешения такого конфликта?
[wayter] hookah> мир, с определенной точки зрения, не справедлив, но нам не обязательно жить по мирским законам.
Обезьяне по потребностям, а человеку по возможностям.
Если у человека есть возможность не беспокоиться о справедливости, проблема сниимается. Это не отменяет, конечно, стремление помочь несправедливо обделенным.
Чтобы действительно быть человеком, необходимо видеть и бытием переживать тот факт, что справедливость - это человеческая ограниченная идея. Мир ей не может всегда и во всем соответствовать.
В этом отличие обезьяны от человека: обезьяна полностью верит своим инстинктам, а человек еще и проверяет, соотносит с чем-то большим, чего в инстинктах может и не быть.
[AL] wayter> можно ли перенести это и на другие нравственные понятия?..
[wayter] AL> любые понятия упрощают и в чем-то умертвляют мир. хотя без них тоже не обойтись. Нужно помнить, что это лишь инструмент познания реальности, но не сама реальность. Не приписывать инструмент в сотоварищи к богу )
[килька] ну да, нельзя сказать, что мир совершенен, но некоторые люди стремятся сами к совершенству - так же и со справедливостью, так как для людей понятие совершенства обычно включает в себя и справедливость...
[килька] и все-таки это несправедливо, если нет никакого инстинкта, подталкивающего к желанию быть справедливым и не рассчитывать при этом на взаимность:-)
[AL] wayter> т.е. Божественные аттрибуты тоже являются лишь инструментом для человека, пытающегося познать Реальность? и они не являются объективными в этом смысле?
[wayter] AL> атрибуты, может, и объективны, но восприятие их субъективно - пока не исчезло относительное и субъективное внутри человека.