Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Чувство справедливости у людей и приматов (из чата)  (Прочитано 4915 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Б.Горячка

  • Гость
Цитата: "wayter"
Человек впадает в отчаяние и может бросить работу, что явно противоречит принципу собственной выгоды.


Даже этого не происходит: вместо того, чтобы бросить работу и попытаться заработать на виноград, мы сидим, вцепившись в огурец:-)

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
По-моему "ревность" довольно мало связанна с "договорённостью"... - а конкретно связанна с "жадностью".


>> (Обезьяны...) предполагается, что будут вознаграждаться за усилия. Когда этого не проиходит, реакция весьма болезненная.

>> На духовном пути проповедуется мысль, что надо действовать без рассчета на награду.
И это приводит обезьяну внутри нас в полное исступление.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Цитата: "Дарума"
Прочитал.
Действительно, мир упрощается.
Понятий становится все меньше.
Потерял разницу между "справедливостью" и "ревностью".
Помогите восстановить.

Может, попробовать рассматривать Справедливость в контексте понятия Договорённость... Пока вы не сталкиваетесь с нарушением Договорённостей, которые вы разделяете, ощущения Несправедливости не возникает.
Если у вас с партнёром есть Соглашение о "моногамности", то его(её) поход налево (или даже вероятие оного в виде "стрельбы глазами") - вызовёт ощущения нарушенной Договорённости, что будет восприниматься как совершение Несправедливости... Это также может оказаться существенным (а у некоторых главным) компонентом чувства ревности...
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
Дарума, может быть разница между ними такая:
"ревновать" не "справедливо"  ?

(в конце концов, "Анемос" - это только цветок... ))

Дарума

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Reputation Power: 0
  • Дарума has no influence.
    • Просмотр профиля
Прочитал.
Действительно, мир упрощается.
Понятий становится все меньше.
Потерял разницу между "справедливостью" и "ревностью".
Помогите восстановить.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
[wayter] оказывается у приматов очень развито чувство справедливости. Такой эксперимент: обезьяны боноба (вроде шимпанзе) сидят в клетке. Их учат чему-то и за успех награждают огурцами. Огурцы они любят. Все идет хорошо.

После некоторого времени экспериментатор награждает одну из обезьян за ту же работу, что делают все, уже не огурцом, а виноградом. (Виноград они любят гораздо больше, чем огурцы)
Остальные обезьяны оченть обижаются и начинают бросать в эскпериментатора огурцами. То есть выбрасывают их из клетки.

Даже обезьяны не всегда руководствуются логикой, что же говорить о человеке) . Ведь с точки зрения здравого смысла лучше было бы огурцы оставить себе. Аналогичная ситуация у людей: человек работает, получает зарплату, все в порядке. Потом узнает, что за ту же работу кто-то получает в два раза больше. Человек впадает в отчаяние и может бросить работу, что явно противоречит принципу собственной выгоды.  

Похоже, что даже такое "возвышенное" чувство, как чувство справедливости, связано с нашей первобытной природой.

Обезьяны сильно зависят от кооперации в стаде и предполагается, что будут вознаграждаться за усилия. Когда этого не проиходит, реакция весьма болезненная.

На духовном пути проповедуется мысль, что надо действовать без рассчета на награду. И это приводит обезьяну внутри нас в полное исступление.

[килька] wayter> но обезьяну ведь все равно надо чем-то ублажить, чтобы она не бесиласть и не отбирала все силы на ее усмирение?

[мухомор] все огурцы поделить поровну, и виноград поровну.

[wayter] тут какая еще проблема: если в стаде можно как-то приблизиться к справедливости, то в человеческом обществе, где столько возможностей и сложностей, всегда будет ощущение, что не разделили по-справедливому. То есть всегда почти будет ощущение, что незаслуженно обошли, не оценили по заслугам.

Где же выход? Надежда на то, что внутри есть еще что-то, кроме обезьяны.

* * *

[wayter] обезьяна действует в соответствии со своей природой - к ней претензий нет ).

[beduin] а человек ведь тоже со своей природой. Просто она бесконечно сложнее. И может тоже невозможно его в чем обвинить


[wayter] но как быть человеку? часто попадаются истории, где учитель, например, ведет себя "несправедливо" по отношению к ученику - ученик всем пожертвовал, а учитель даже не обращает внимания, наоборот, отвергает ученика некоторое время (про Абу Саида, по-моему).

То есть нужно идти "против природы", не поддаваться естественному чувству обиды на "несправедливость"? Насколько это возможно для человека - преодолеть природную склонность, ожидание "справедливости"?

[Yabloko] ученик должен быть достаточно смиренен. Если он сердцем выбрал учителя, он должен сохранить смирение перед учителем
 
[AL] wayter> если попытаться отделить жалость к себе от якобы "справедливости", то можно и не идти против природы )


[hookah] wayter> Про справедливость. С одной стороны мы должны поступать справедливо и отдавать должное, а, с другой стороны, мы видим, что этот мир не обязательно справедлив. Тут возникает конфликт. Можно успокоиться в том, что есть некая высшая справедливость, которая нам не очевидна. Всегда ли это так?

[hookah] wayter> Можно ли считать, что "высшая справедливость" есть и может быть постигнута?

ket] wayter> может в таких случаях важно не отождествление со своими природными склонностями? или животными склонностями.
Вернее, наверно нужно стремиться подчинить живоные склонности себе, а не подчиняться им самому

[hookah] wayter> Какие тактически установки дает суфизм для разрешения такого конфликта?

[wayter] hookah> мир, с определенной точки зрения, не справедлив, но нам не обязательно жить по мирским законам.

Обезьяне по потребностям, а человеку по возможностям.

Если у человека есть возможность не беспокоиться о справедливости, проблема сниимается. Это не отменяет, конечно, стремление помочь несправедливо обделенным.

Чтобы действительно быть человеком, необходимо видеть и бытием переживать тот факт, что справедливость - это человеческая ограниченная идея. Мир ей не может всегда и во всем соответствовать.

В этом отличие обезьяны от человека: обезьяна полностью верит своим инстинктам, а человек еще и проверяет, соотносит с чем-то большим, чего в инстинктах может и не быть.

[AL] wayter> можно ли перенести это и на другие нравственные понятия?..

[wayter] AL> любые понятия упрощают и в чем-то умертвляют мир. хотя без них тоже не обойтись. Нужно помнить, что это лишь инструмент познания реальности, но не сама реальность. Не приписывать инструмент в сотоварищи к богу )

[килька] ну да, нельзя сказать, что мир совершенен, но некоторые люди стремятся сами к совершенству - так же и со справедливостью, так как для людей понятие совершенства обычно включает в себя и справедливость...

[килька] и все-таки это несправедливо, если нет никакого инстинкта, подталкивающего к желанию быть справедливым и не рассчитывать при этом на взаимность:-)

[AL] wayter> т.е. Божественные аттрибуты тоже являются лишь инструментом для человека, пытающегося познать Реальность? и они не являются объективными в этом смысле?

[wayter] AL> атрибуты, может, и объективны, но восприятие их субъективно - пока не исчезло относительное и субъективное внутри человека.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100