Синдром кошкиСегодня мы будем говорить об еще одной духовной болезни. На этот раз я не долго думал, как ее назвать. Название пришло само собой из одной замечательной истории. Сейчас я ее расскажу, и прошу аудиторию слушать максимально внимательно, так как эта история будет ключом к тому, о чем мы будем говорить в лекции.
Итак, в одной индийской деревне жили благочестивые, но, как это водится, не слишком грамотные крестьяне. В одной семье пришло время выдавать дочь замуж. Всей деревней готовились к свадьбе, но больше всех суетилась мать невесты. На нее была возложена большая часть работы. Она сделала все замечательно. Для свадьбы было подготовлено все самым наилучшим образом: большой двор вычищен до блеска, подготовлена одноразовая посуда (из глины, разумеется), написаны и разосланы приглашения, подготовлены жрецы для церемонии. Одним словом, все в полном порядке. Мать невесты была очень горда собой и с нетерпением (вместе с невестой и женихом, я надеюсь) ожидала начала свадебной церемонии.
Я уверен, вы знаете, что одной из важнейших условий успешного проведения обрядов в индийском обществе, - это чистота. Поэтому, когда начались свадебные церемонии, мать невесты очень внимательно следила, чтобы все было идеально правильно и ничто не осквернило церемонию. Праздник был в самом разгаре: жених с невестой стояли в центре, собралось множество гостей, священники пели необходимые мантры... Все бы хорошо, но тут мать невесты заметила, что по краю двора осторожно пробирается кошка. У нее, у кошки, тоже были какие-то свои кошачьи дела, и свадьба ее ни в коей мере не интересовала, разве что только с точки зрения украсть что-нибудь съедобное. Мать невесты заметила эту кошку и здорово напугалась, ведь кошка считается очень нечистым животным, и это нечистое животное могло испортить свадьбу ее дочери! Мать невесты осторожно стала подкрадываться к кошке, чтобы поймать ее и обезвредить. Но кошки почему-то очень хорошо чувствуют подобные намерения со стороны людей, поэтому она сиганула в сторону, побежав прямо по двору. Мать невесты за ней. Они стали метаться по двору, сбивая с ног гостей и разбивая горшки. Наделав много шуму, мать невесты наконец поймала злополучную кошку и посадила ее в пустой глиняный горшок, прикрыла крышкой и вернулась к своим делам, рассудив, что до конца церемонии кошка просидит в горшке и не сможет ничего испортить. А потом ее можно будет выпустить. Церемонию больше никто не прерывал, и свадьба благополучно была сыграна.
Прошли годы, мать нашей невесты оставила этот мир, а сама невеста, в свою очередь стала матерью невесты: у нее подросла замечательная дочь, которую пора было выдавать замуж. Снова готовились к свадьбе, и нынешняя мать невесты снова замечательно заботилась обо всем необходимом: большой двор вычищен до блеска, подготовлена одноразовая посуда, написаны и разосланы приглашения, подготовлены жрецы для церемонии... Все, как и раньше. Снова играли свадьбу, и все шло превосходно, но посреди церемоний мать невесты вспомнила, что, когда ее саму выдавали замуж, ее мать бегала за кошкой, а потом посадила ее в большой глиняный горшок. Срочно была найдена ни в чем не повинная кошка и выпущена прямо во двор, где проходила свадьба. Мать невесты бросилась ловить кошку, а та, соответственно, убегать. Роняя гостей и посуду, мать невесты наконец поймала кошку и посадила ее в горшок, после чего свадебные церемонии продолжились, и свадьба в конце концов успешно завершилась.
С тех пор в этой семье из поколения в поколения посреди свадьбы выпускалась и ловилась кошка. Сменилось все, одноразовая глиняная посуда стала одноразовой пластиковой, а горшок, в который помещали бедную кошку, превратился в большую эмалированную кастрюлю, но на каждой свадьбе во двор выпускали кошку, ловили ее и садили куда-нибудь до конца церемоний...
Такова история. В ее честь я назвал "болезнь", о которой сегодня пойдет речь, "синдромом кошки". Мне очень бы хотелось спросить уже прямо сейчас, догадался ли кто-нибудь, выслушав историю, о чем пойдет речь. Но пока я ничего спрашивать не буду. Просто прошу подумать об этом.
Итак, "синдром кошки"... Да, сразу хочу предупредить, что это не то же самое что духовная болезнь под названием "слепое следование". Об этой гораздо более тяжелой и трудноизлечимой болезни мы поговорим в другой раз. "Синдром кошки" очень похож на "слепое следование", но все же это другая болезнь. Она протекает гораздо легче и приводит к тяжелым осложнениям только в особо запущенных случаях (об одном из которых пойдет речь дальше, когда я буду приводить примеры заболевания).
Диагностика заболевания. Внешне признаки заболевания "синдромом кошки" не видны. Чтобы определить наличие заболевания, необходимо провести тестирование предполагаемого больного. Тестирование очень просто по форме: необходимо узнать, понимает ли человек, зачем и почему он делает что-либо. Сейчас мы будем диагностировать собравшуюся аудиторию.
Внимательно слушаем: баху-коти-чандра-джини-вадана-уджджвала... Что я только что пропел? Да, я понимаю, что это строчка и "Гаура-арати", которую мы поем каждый день во время вечерней службы, но я спросил, ЧТО я только что пропел?
Итак, мы можем диагностировать легкую степень заболевания в этой аудитории. Поясню: многие из нас по пять-десять лет поют эти строчки КАЖДЫЙ день (ну или, по крайней мере, раз в неделю), и при этом никто не смог мне толком сказать, что он поет. Получается, мы просто поем как попугаи, не понимая, что и зачем? Так проявляется "синдром кошки". Мы делаем что-то, потому что так принято, но разобраться, что и зачем, нет желания. Может быть, мысль разобраться даже не приходит в голову, как той женщине из истории, которая помнила, что ее мать ловила во время свадьбы кошку, но подумать, к чему это, не захотела.
Признаки заболевания. Верующий с "синдромом кошки" обычно уже достаточно давно практикует. Для начинающего преданного данная болезнь не несет опасности, так как для него сразу разбираться во всем, что происходит вокруг, будет достаточно утомительно. Но если со временем у него так и не появляется желания лучше понять, зачем и почему происходит то или это, каков смысл того или иного обряда, ритуала, о чем я пою на службах и так далее, то это явный признак начавшегося заболевание.
Классические примеры заболевания. Чтобы лучше понять природу заболевания, мы приведем несколько примеров. Нерелигиозный пример заболевания был приведен выше, в истории про кошку. Теперь поговорим о более актуальных для нас примерах. Столько их вертится в голове!.. Ну, хорошо, допустим, приветствия. Мы приветствуем друг друга "Хариболами". Кажется, например, вполне естественным при встрече обменяться: "Хари бол!" - "Хари бол!" И никому в голову не приходит, что это неправильно, никто не задумывается, что на самом деле их приветствия выглядят следующим образом: "Повторяй имена Бога!" - "Сам повторяй!" Понимаете? Про ритуалы я даже не говорю, - практически никто не знает подробностей: почему кланяться надо на обе руки, зачем гудят раковиной перед службой и звенят в колокольчик, зачем обмахивать Божества чамарой и веером в Сибири или на Урале в январе месяце... Ну и тому подобное. Все это не так страшно. Непонимание бхаджанов, которые мы поем, уже хуже. Намного. Преданные даже не знают, что они теряют. И знать не хотят, вот что страшно. Отбарабанил набор звуков и пошел. О настроении, расе, духе преданности даже речи не идет!
Как говорилось выше, рассматриваемое заболевание не слишком тяжелое, но его опасность в том, что, прогрессируя, она приобретает хронические формы и превращается в другую, гораздо более серьезную болезнь - "слепое следование". Это основная опасность. Мы приведем пример перехода. [Вырезано цензурой] Это тяжелый пример, но мы видим, к каким тяжелым последствиям может привести, будучи запущенным, даже такое легкое заболевание, как "синдром кошки". Правда, приведенный пример некорректен, так как там не ограничилось переходом к "слепому следованию"... Но хватит о грустном. Поговорим о лечении.
Лекарства и лечение. Сначала о профилактике. Первое, что необходимо сделать, это разделить наши действия в "духовной" сфере на две части: ту, действия в которой на нашем уровне уже надо делать сознательно, с пониманием, и на ту, где это еще не важно. Для этого, конечно, нужно уметь определять свой уровень. Но это тема для отдельного, большого и серьезного разговора. Итак, когда вы определились с тем, что вам необходимо понимать уже сейчас, можно подключать "лекарства". В первую очередь - это шастры, книги. Если у вас не слишком брахманическая природа и возня с книгами вызывает у вас тоску, то обратитесь к другим верующим. Здесь есть опасность обратиться не к тому и/или получить не достоверную информацию, но эти недостатки искупаются благом личного общения, и если у вас все нормально с простой человеческой чувствительностью, то вы очень скоро поймете, с кем стоит, а с кем не стоит общаться.
Еще немножко о том, как определить, с чем вам уже пора разобраться. Самый простой признак необходимости лучше понять то или иное, такой: вы уже достаточно давно выполняете что-то, но толком не знаете зачем. Примеры приводились выше.
[Запись обрывается. Я что-то там еще говорил о лекарствах и методах лечения, а затем были вопросы-ответы.]
Мадана-Гопал дас
(с) Максим Мейстер (
gopal@permonline.ru), авторский сайт -
www.gopal.ru ------------------------------------------------------------------------
Сам автор этого "текста" пишет:
Этот не очень серьезный текст из цикла лекций (семинара) "Духовные болезни", который посвящен различным препятствиям в духовном развитии человека.
Другие лекции цикла:
"Лицемерие - рак духовной жизни";
"Слепое следование";
"Шутка-бхакти";
"Воспаленный фанатизм";
"Вайшнава-апарадха - лучший способ самоубийства" и др.
-----------------------------------------------------------------------
http://www.gopal.ru/P.S. Сам рассказ показался мне настолько хорошим, что испросив разрешение у автора, я выставил его здесь. Манушья.