[walker] wayter, как понять смысл 3-го элемента исправления сердца: (Психология суфизма):
"исправление сердца связано с тремя элементами: страх самодовольства (благодушия), которое может привести к гибели; сосредоточенность на благословенности надежды, а не погруженность в уныние; воспитание свободы сердца, а не сосредоточенность на трудностях рассеивания"
[wayter] walker> это окончание главы "Сердце"
[wayter] под рассеиванием имеется в виду рассеивание в мире множественности, что может вызывать уныние.
Свобода сердца - независимость от мира множественности. И, в конце концов, независимость от состояний нафса (поскольку нафс реагирует на мир прежде всего).
* * *
[wayter] почему ум часто противопоставляется сердцу - потому что ум расщепляет мир и тем самым ввергает нас в мир множественности и рассеяния. Но это особенность не ума вообще, а прежде всего рассудка. Высший разум, как и сердце, обладает способностью интегрировать, видеть единство мира.
И в этом состоянии - свобода сердца, когда отдельное и случайное перестают "цеплять".
[babochka] ум - качество индивидуума, а разум - присущ всем, ибо есть качество универсальное
[wayter] состояние "нерассеяния" известно каждому ребенку - это первичное состояни единства с миром, которое потом теряется
Мистики его также называют "космическим сознанием"
Мистический опыт, медитация и подобное - попытка вернуться в это состояние разными способами.
(См. об этом статью:
http://www.sufism.spb.ru/forum//viewtopic.php?=26030#26030 )
[aftab] wayter> значит ли это, что дети в каком-то смысле просветленные, испытывают фана и т.п.?
[wayter] aftab> попытка вернуться в это состояние в новом качестве, не по-детски )
[wayter] для мистических переживаний есть вполне реальная психофизиологическая основа - такая мысль в этой статье.
[wayter] в чем она состоит, отчасти? в том, что ребенок, не обладая еще личностью, испытывает состояние единства с миром - что есть основа религиозного и мистического чувства.
Мы же, обладая личностью, должны пройти долгий и трудный путь, чтобы вернуться в это же состояние, но уже в новом качестве - вместив весь этот странный мир множественности.
[килька] wayter> возможно ли, что переход из детского состояния единства с миром в состояние противостояния миру вполне закономерен, и более того, может быть даже необходим?
[wayter] килька> да, иначе не будет роста, движения, развития и проч.
[wayter] возникает "коварный" вопрос: медитация аналогична возврату в первичное состояние в детском варианте - просто убрав, ликвидировав мир множественности в своем сознании - детский вариант, своего рода.
[yes] wayter> личность ребенка формируется к трем годам.. т.е., говоря о детском восприятии, имеются ввиду совсем маленькие дети?
[wayter] yes> да, совсем маленькие.
[aftab] я вот не помню ничего почти из раннего детства, не было личности - не чем запоминать было, видимо)
Обидно, такая гармония была, наверное)
[wayter] а я помню немного - было ощущение, что все возможно.
Все, что пожелаешь - сбывается. желалось мало, правда.
И это тоже один из способов вернуться - мало желать.
[yes] wayter> пока не приобрели "опыта", который, видимо, и формирует личность с ее инструментами оценки и защиты
[aftab] говорят, старики - как дети, так что еще есть шанс:-)
[Dodo] wayter> Личность формируется из желаний?
[wayter] Dodo> личность тесно связана с желаниями
[килька] wayter> в раннем детстве достаточно того, что базовые потребности удовлетворяются, потребностей немного, поэтому желаний немного. А как же взрослому человеку отказаться от удовлетворения потребностей, которых у него количественно больше?
[wayter] килька> потребностей, наверное, столько же. Желаний вокруг них гораздо больше. Естественно, не все потребности активны в раннем возрасте.
[wayter] килька> вот тут и пригодится свобода сердца, позволяющая не цепляться за сиюминутные желания
[yes] можно ли здесь вспомнить пирамиду Маслоу? ребенок - базовые потребности, далее личность растет и совершенствуется. изменяются и потребности
[wayter] yes> да
[yes] wayter> т.е. на каком-то этапе человек с развитой личностью может перерасти социальные потребности
[wayter] личность - как окно в мир. Без личности нет и мира - хотя может ощущаться очень даже неплохо. Но ведь не зря Бог мир создал - и личность в придачу к нему.
[wayter] yes> что-то есть в нас, позволяющее подняться над любыми потребностями. как ни странно. Может быть, во имя какой-то еще потребности?
[wayter] yes> может быть, во имя этой самой первичной гармонии, отсутствия нужды и порождаемых ею желаний.
[yes] wayter> видимо, да.. )
wayter] праздник - символ этого состояния - отсутствия нужды, утопии. Вон на какие жертвы люди идут, чтобы праздновать Новый год. )
[aftab] и выходные, наверное, для этого)