Мой мозг постоянно решает одну задачу - ищет следующий оптимальный шаг.
Для выбора наилучшего варианта из всех возможных вариантов мозг вычисляет комплексную оценку, суммируя с определенными весовыми коэффициентами много частных оценок.
При этом наивысшая комплексная оценка может получиться и у варианта, отнюдь не выдающегося по частным оценкам. Важно то, что множество учитываемых частных показателей состоит из трех групп: первая группа задана инстинктивно-двигательным центром (биологически), вторая - основана на моем воспитании, третья группа показателей основана на моем личном опыте. Учёт оценки по показателям первой группы мной не контролируется на обыденном уровне сознания(сна). Лучше контролируется мной оценка по остальным двум группам показателей. В любом случае выбор делаю я сам, так как нет другого механизма, приводящего в действие мои мышцы, кроме электрохимических процессов в моей нервной системе, реализующих результат собственного выбора "оптимального" следующего шага (или слова). И иногда или часто это действие оказывается неожиданным не только для окружающих, но и для меня. Объяснение находится в большой роли неосознаваемой составляющей этой самой комплексной оценки. Думаю, что распределение весовых коэффициентов очень различаетстя у разных людей. Это помогает выживанию человечества, и создаёт большие проблемы при согласовании действий людей в обществе.
У меня есть своя картина мира.
Эта картина мира в своём основании имеет огромный объём врожденных "знаний" об окружающем мире, своём месте в нем, поведении в определенных ситуациях.
Следующий слой - знания, полученные от других людей, то есть это слой, основанный на моем личном доверии. На верхнем слое помещены знания, полученные в качестве моего личного опыта. Мой интеллектуальный центр постоянно решает задачу выбора наилучшего следующего шага сравнением ожидаемых (прогнозируемых) результатов, в свою очередь получаемых моделированием (проигрыванием) вероятных сценариев в моей картине мира. Содержательные результаты моделирования сохраняются на некоторое место в памяти и используются наряду с потоком информации от чувственного восприятия действительности.
Думаю, что этот механизм есть у каждого человека, в результате его работы каждый психически здоровый человек более или менее успешно справляется с повседневными проблемами. И человеку не нужно разбираться в устройстве своей картины мира. Лишь непроизвольные реакции, неизвестно откуда взявшиеся желания и страхи, запомнившиеся сны иногда озадачивают его.
Ограниченность набора возможных действий человека в ответ на огромное разнообразие проблем, которые ему приходится разрешать, допускает пригодность для нормальной жизни множества существенно различающихся картин мира.
Мысли у людей могут быть очень разными, а действия в конкретной ситуации - одинаковыми. Один верит в Бога единого и личное бессмертие, другой - в переселение душ, третий считает, что человек - обычное (и не самое совершенное) животное. Это - разные картины мира, но люди могут успешно сотрудничать в делах повседневных и перспективных, действовать единообразно в одной обстановке.
Думаю, что способность к совершенствованию своей картины мира очень различается у людей разного возраста, разного воспитания и опыта, и, в некоторой степени, является врожденной характеристикой человека.
Условия жизни меняются.
Рано или поздно в любой личной картине мира приходится кое-что перестраивать.
Чтобы совершить какой-то выбор, человек должен себя испытать; эта необходимость - лучшее, что может случиться с человеком, даже если он не совсем к этому готов. Каким-то образом он должен отыскать в себе совесть; если сумеет ее найти, она подскажет, каким должно быть отношение. Ничто иное - ни послушание, ни подражание, ни логика, ни страх - здесь не поможет.
При решении любого вопроса надо разбудить совесть. Нет другого руководителя, кроме совести или ближайших к ней внутренних убеждений.
Совесть - это единственное, что надо найти, и она никогда не изменит.
Мгновенная вспышка совести заранее говорит - каковы будут последствия при достижении различных целей. Пока совесть бодрствует, возможна только одна цель - все остальные становятся невозможными до тех нор, пока совесть вновь не погрузится в сон. Именно поэтому, когда человек на мгновение узнает, что ему необходимо, важно сделать это правильно, пока совесть снова не уснет и ее не заменят другие доводы. Всякий раз, когда к совести прислушиваются, она возвращается все более охотно, а когда ее игнорируют, становится все менее чуткой и все труднее пробуждается. Возможно, это нельзя называть совестью, ведь совесть была бы для человека невыносимой.
Это лишь указание на совесть, так сказать, намек на нее. Движение сердца так быстро, так неуловимо - в этом вся беда. Если постоянно не прислушиваться к нему, движение ума заливает его и затопляет.
Совесть - это "эмоциональное понимание правды о себе в определенный момент".
Все дело как раз в присутствии голоса совести, и потому общие идеи о совести очень опасны - они погружают ее в еще более глубокий сон, чем обычно.
Ясно, что явления влияют на разных людей по-разному. Влияния, неблагоприятные для чисто механического человека, наделяют того, кто идет путем совести, исключительными возможностями. Единые интерпретации здесь невозможны. С возрастанием совести ложная личность умирает. Надо обрести свое собственное суждение, совесть, если хотите. Этого ничем не заменишь.
Порой судьба заталкивает нас в самые тесные углы, только бы мы нашли ее.
Когда мы начинаем действовать, исходя из своей совести, результаты могут
показаться со стороны очень странными; но это наши собственные действия, мы
пожинаем собственные страдания и достижения, усваивая которые становимся
сильнее и полезнее.
Лучше делать ошибки и учиться на них, чем стремиться всегда оставаться правым.
В наши дни человек то и дело сталкивается с двумя возможностями - сегодня все законы, принципы и выгоды указывают на один путь как на правильный, а на другой как на гибельный, завтра же меняются на свою противоположность.
В этом случае человек действительно предоставлен собственному суждению.
И это некое более очищенное суждение, способное в любом направлении увидеть и правильное и ложное.
Спросите себя искренне: "Чего я хочу?"
Постарайтесь ответить на этот вопрос без излишнего недоверия к себе и без сентиментальности.
Научитесь доверять указаниям своей совести.
Обнаружив в себе место силы и надежности, сберегите его и утвердите себя на нем.