Кто-нибудь замечал, что рубеж шестого-пятого веков до новой эры удивительно богат на пророков?
Европейская традиция относит время жизни Заратуштры к глубокой древности, хотя восточные последователи пророка традиционно считают его современником персидского царя Дария Гидаспа (рубеж шестого-пятого веков до н.э.), в честь обращения которого в истинную веру Заратуштра посадил кипарис. Кому виднее? Возможно, западноевропейская датировка была неуклюжей попыткой закрепления за ариями первенства в доктрине монотеизма, поскольку она не подтверждается никакими историческими фактами или свидетельствами.
А восточная датировка подтверждается знаменитым анти-дэвовским указом царя Ксеркса, запрещающего древнее поклонение идолам-дэвам, что было результатом значительной религиозной реформы в направлении маздаизма и богов-асуров. Первоначально строгий персидский монотеизм окончательно выдохся и видоизменился только после вторжения Александра Македонского.
Впрочем, с иудейским монотеизмом тоже не все просто. Археологами до сих пор не обнаружено ни одного священного иудейского текста древнее эпохи пророка Эзры. Не обнаружено так же достоверных археологических находок, подтверждающих существование древнего монотеизма на территории Палестины или хотя бы объединенного иудейского государства царей Саула, Давида, Соломона. Но зданий, ни артефактов, ни дипломатической переписки, не воспоминаний современников – ничего. Складывается впечатление, что известный нам сегодня классический иудаизм начался с творчества пророка Эзры во время «возвращения» иудеев из Вавилонского пленения, которых «отпустил» в Иерусалим первый персидский царь Кир Ахеменид. Это не моя выдумка, я тоже удивился, об этом узнав.
Тогда получает новый смысл библейская история из книги Эсфирь, в которой описывается, как язычники во времена царя Ксеркса (именно Ксеркса, а не Артаксеркса) задумали уничтожение иудеев, и в ответ царь Ксеркс позволил иудеям первыми напасть на язычников. Если «иудеями» на рубеже шестого-пятого веков до н.э. называли еще не этнос, а религию, тогда книга Эсфирь – воспоминание о событиях анти-дэвовской политики Ксеркса.
На рубеже шестого-пятого веков до н.э. жил знаменитый древнегреческий мистик Пифагор, про которого говорят, будто он путешествовал на восток, прежде чем поселиться в эллинской Италии.
В Индии, на рубеже шестого-пятого веков до н.э. жил Будда, а в Китае – Лао Цзы и Конфуций.
Итак, Заратуштра, Эзра, Пифагор, Будда, Лао-Цзы, Конфуций. Все эти люди оставили после себя великие религиозные учения, жили в одно время и при желании могли бы даже повстречаться друг с другом.
Не правда ли, удивительное совпадение?