Хочу обратить Ваше внимание на неожиданную сторону деятельности Фоменко. Как известно, Фоменко, последователь гипотезы академика начала 20 века Николая Морозова, пытается внедрить в истории новую хронологию, в которой древнейшие исторические события чудесным образом оказываются не столь отдаленными, причем иногда якобы происходившие в совершенно другой стране, нежели считалось раньше. Например, евангельскую историю Фоменко пытался прописать в похожих на нее событиях киевской Руси. :-)
Это заставило меня вспомнить про исследования другого рода – научную критику религиозных преданий. Когда ученый-атеист замечает более древний миф, повторяющий по сюжету менее древний, он немедленно делает вывод о заимствовании, на том основании, что два настолько похожих события якобы не могли произойти в реальности. Например, заметив сходство подвига Иисуса Христа с культом Осириса, атеист делает вывод о вторичности и нереальности христианской истории.
Безусловно, мифологическое заимствование имело место всегда. Царям и героям, в реальности которых никто не сомневается, современники нередко придумывали необычную биографию для подтверждения их божественного происхождения. Однако, разве мало в истории настоящих, невыдуманных совпадений? Например, биография Гитлера настолько похожа на биографию Наполеона, что даже даты захвата главных европейских столиц у этих диктаторов различаются по времени на одинаковое число лет. Но разве это дает повод думать, будто бы Гитлер не существовал, а его выдумали некие религиозные сектанты, подражая истории Наполеона? Хотя в девятнадцатом веке один роялист выпустил книгу, в которой серьезно утверждал, будто никакого Наполеона на самом деле не было, это результат массового помешательства, поскольку биография Наполеона… подозрительно совпадает с солнечным языческим культом, что якобы неопровержимо доказывается сравнением событий европейской истории с древними мифами.
Между тем, эзотерика – это простое постижение факта, что в якобы разные эпохи и с якобы разными людьми на самом деле параллельно и бесконечно долго продолжается одно глобальное событие, которое первичней отдельной личности, времени и пространства.
Насколько помню, у исламских исмаилитов такие бесконечно повторяющиеся события назывались – давр. Отдельное событие давра могло оказаться ограниченным границами небольшой страны, или даже пределами одной семьи, хотя тот же самый давр одновременно воплощался и в судьбоносных поворотах истории, наподобие жизни Мухаммеда. Например, каждый шейх считался исмаилитами частью давра Мухаммеда.
Учение это древнее, намного древнее исламского или христианского. Теоретически феномен давра объясняется тем, что история общества вторична и воплощает в материальном мире силы более высшего уровня существования, которые не ограничиваются отдельными предметами, животными, людьми или эпохами.
Если рассматривать книги Фоменко с точки зрения мистики, нетрудно заметить, что автор, не догадываясь об этом, на самом деле открывает не новую хронологию, а все новые и новые события в рамках одинаковых давров. Отсюда вывод: прискорбно, что Фоменко не читал книг мистиков, например – исмаилитов времен династии Фатимидов. Как ни парадоксально, реальное углубление в мистику скорее остужает горячие головы, чем плодит революционеров. :-)