Объективным критерием является рост бытия учеников, но поскольку мы не можем оценить уровень бытия выше нашего собственного (а вообще как правило не можем никакой уровень бытия оценить, потому что не умеем его воспринимать), то этот критерий не подходит. Но других нет.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=30275#30275
Можно ли, скажем, считать неправильную работу центров признаком определенного уровня бытия? Если можно, действительно ли нет способов ее оценить и даже "воспринимать"?
Всем привет. Судя по малому количеству сообщений в ветке тема действительно важная.
Прежде чем перейти к вопросу, а можем ли мы объективно оценить бытие других людей, надо определить - а как в рамках четвертого пути можно оценить уровень бытия?
Если мы говорим о людях № 1-5 (а дальше идти бессмысленно), то рассмотреть можно следующие моменты:
1. баланс в работе 3 мозгов двигательного-инстинктивного - змоционального и мыслительного
2. степень самосознания
3. множественность я - и буфера в личности
4. развитие сущности, положение сущности по сравнению с личностью
5. формирование тела кесджан (астрального тела) - для человека №5.
А теперь о возможности объективно, со стороны, оценить бытие других людей:
1. баланс в работе 3 мозгов двигательного-инстинктивного - змоционального и мыслительного.
Поскольку балансу в работе центров Гурджиев придавал большое значение - вопрос важный.
Можно ли объективно оценить с помощью нейрофизиологии активность головного мозга и других нервных узлов и соотнести ее с работой отдельных центров? Вопрос открытый.
В современной науке подобных исследований думаю не проводилось - прежде всего из-за недооценки роли эмоций (как отдельного центра).
Зато объектов исследований (людей 1,2,3 и 4) - много.
2. степень и глубина самосознания
Можно ли со стороны оценить объективно?
Анатолий Арлашин говорил об увеличении активности клеток в лобных долях головного мозга при самовоспоминании (при томографическом исследовании головного мозга) - то есть возможно посмотреть динамику - и свой прогресс - по мере практики.
3. множественность я - и буфера в личности
множественность я и буфера в личности особенно хорошо видны со стороны. Как говорится - в своем глазу бревно не вижу, зато в чужом - соринку усмотрю. :roll: Конечно - при этом надо достаточно хорошо знать человека и его жизнь. Особенно видны противоречия принципов, декларируемых в работе - и обычной жизни человека.
4. развитие сущности, положение сущности по сравнению с личностью
Успенский описывает опыт по отделению личности от сущности [ВПЧ с.288-290] - вероятно путем действия некоторых психотропных веществ, погружающих лмчность в сон на некоторое время.
Конечно такие эксперименты можно проводить только в группе, где есть доверие. Являются ли результаты опытов такого рода объективными? Да, особенно для самого человека - если весь опыт записать на видео и позднее показать самому испытуемому.
Кстати - и алкоголь тоже ослабляет личность (степень ослабления зависит от объема принятого
)
5. формирование тела кесджан (астрального тела) - для человека №5.
Обратимся к Успенскому - [ВПЧ с 65]
"— Как можно знать о том, что у человека есть «астральное тело»? — спросил я.
— Есть определённые способы для того, чтобы узнать это, — ответил Гурджиев. — При некоторых условиях можно увидеть «астральное тело», отделить его от физического тела и даже сфотографировать вместе с ним. Но гораздо легче и проще установить существование «астрального тела» по его функциям. «Астральное тело» выполняет определённые функции, которых физическое тело выполнять не может. Их присутствие указывает на наличие «астрального тела», а отсутствие говорит о его отсутствии."
Так что потенциальные возможности есть - если возможно "даже сфотографировать вместе с ним" - то уж согласитесь - это не зависит от собственного бытия (правда подозреваю - фото только на серебро, цифровая фотография здесь не подойдет).
Кроме того - происходят ли физиологические изменения при формировании астрального тела? Так, например Гурджиев говорил об "особых костных образованиях, которые в результате особых упражнений появляются ... в форме ожерелья вокруг шеи. ... ожерелье связывает физическое тело с астральным [ВПЧ с 75-76]
конечно, здесь много неясного - прежде всего потому что людей №5 - ОЧЕНЬ мало. И эти люди врядли позволят над собой проводить эксперименты.
Так что подводя итоги - имеются некоторые возможности и средства.
И с тем, что мы "как правило не можем никакой уровень бытия оценить, потому что не умеем его воспринимать", как пишет Антон - я не вполне согласен.