Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Отождествление/воля/работа (очень много буквофффф).  (Прочитано 1022 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

vab

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Reputation Power: 0
  • vab has no influence.
    • Просмотр профиля
Начать с того, что же за феномен скрывается за словом "отождествление". ИМХО отождествление возникает тогда, когда человек становится настолько автоматичен в действии/мышлении/ощущении в приделах "заезженой колеи", что не способен воспринять никаких альтернатив своим действиям, так как он их просто не видит и не воспринимает. Ценой некоторых "волевых" усилий человек временно может прервать поток ассоциаций, по которому привычно устремляется его сознание, однако такое действие требует затрат неких "таинственных" ресурсов, и всвязи с этим не может длиться долго. По окончанию работы "воли" из-за истощения тех же пресловутых ресурсов следует откат, и человек, на время же, становится еще более автоматичен, чем он бывает в обычном состоянии.

Теперь подумаем о том, что же скрывается за фразой "волевое усилие". В первую очередь оно указывает на наличие некоторой внутренней потребности или намерения. Если нам все равно, то не будет и никакого волевого проявления, а будет только движение по течению - под воздействием внешних обстоятельств. Во вторую очередь, за ним скрывается набор методов "самоподстегивания" или самостимулирования, благодаря которым удается вырваться за приделы наезженой колеи. И в треью очередь, это те действия, на которые мы сподвигаемся под воздействием указанного "волевого импульса".

Рассмотрев два данных термина мы теперь готовы к исследованию того, какие подчас странные действия скрываются за понятием "работа".

Вариант 1 (типовой):
В качестве первоначального глубинного мотива выступает "страх". Этим страхом может быть страх смерти, как физической, так и душевной, страх не получения социального статуса, страх быть неудачником, страх остаться в одиночестве и др. формы тех же самых желаний избежать множества мирских мороков. Если обобщить все возможные страхи, то можно их свести к двум видам: "страх не получить", и "страх потерять".

В качестве самостимулирования в этом случае выступает как правило тот же самый страх, только в еще более усилиенной форме (он вообще является очень хорошим стимулятором). На "короткой дистанции" (до 3-5 лет) такая стратегия оказывается вполне даже эффективным способом самоподгона, однако, если она длится годами, то приводит к серьезному нервному истощению, а привычка везде видеть опастность субъективно превращает жизнь в Ад. Чтобы как-то скомпенсировать данный дискомфорт у человека может развиться эмоциональная бесчувственность и тупая упертость.

При таком прямолинейном (автоматическом, бездумном) подходе выбор действий у человека как правило не богат. То есть они могут быть любыми, но почти всегда чересчур прямолинейны. Источником для них являются книги и указания других людей. Такой человек обычно ищет четкий и, желательно, универсальный алгоритм, которому можно было бы тупо следовать. Он не задумывается над тем, насколько такой алгоритм хорош, насколько он понимает, о чем в нем идет речь, и уж конечно, он не может оценить полезность этого алгоритма для себя или для других. Его действия, слова, как правило отличаются формальностью, прямолинейностью и упертостью. Он легко вступает в конфликты и готов спорить за слова, а порой за буквы и запятые.

Немаловажным моментом является пронизывающая нашу культуру тенденция к насилию вообще и самонасилию в частности. Такой человек, если у него что-то не получается, не пытается разобраться и найти более эффективное поведение, а вместо этого просто усиливая давление, и пытается продавить ситуацию привычными ему способами.

Итогом такого рода работы (причем не самым худшим) является банальное переобуславливание. Человек как и раньше остается зашоренным, но, если раньше он смотрел в одном направлении, то теперь смотрит в другом (подчас противоположном). Меняются слова, привычки, стереотипы, но внутри человек как был так и остается зашоренным рабом страха, причем страх с годами как правило лишь усиливается. То есть, такого рода внутренная работа осуществляет весьма поверхностные изменения в человеке, а расплачиваться приходится внутренней свободой, которой становится все меньше и меньше.

Вариант 2 (подвижник от природы):
Мотивом к действию для такого человека взависимости от типажа могут быть: "Познание истины ради познания истины", "Самоотверженная любовь к Богу" или "Стремление выйти за текущие приделы". Центральным моментом является факт, что человек действует не ради получения "пряников", не для того, чтобы организовать себе в мире (или на небе) "тепленькое местечко", а потому что в самом таком действии есть внутренняя потребность, ничем видимым не обусловленная, и потому никак не тренируемая. Как только возникает тренинг, так сразу возникает цель, и за ней уже можно разглядеть страх, и этот страх семимильными шагами начинает уводить в сторону от указанной невинности.

Такие безэгоистические мотивы являются тем самым алхимическим "золотом", благодаря которому все человеческие страсти могут быть превращены в духовную свободу (тоже золото).

Из указанного глубинного мотива сразу же вытекает и метод самомотивации. Таким методом является "Доверие к внутренней природе", "К Богу", "К судьбе" и т.п. Такой человек может "падать" бесконечное число раз, но это не будет иметь никакого решающего значения. Встаешь и падаешь - он будет вновь и вновь браться за старую работу, начинать все с нуля, так как будет верить, что именно в этом и заключается смысл его жизни. Постоянный контакт с неисчерпаемой внутренней природой не позволит мотивационному импульсу угаснуть. Наличие или отсутствие мирских результатов не будет над ним довлеть, так как процесс движения для такого человека важнее результатов его действий. Однако, справедливости ради, следует заметить, что у таких людей результаты как правило есть и результаты большие, однако интересут они только сторонних наблюдателей.

Что же касается диапазона выбираемых действий, то он достаточно широк. Поскольку такой искатель центрирован в своем глубинном знании, то книги и чужие советы над ним не довлеют. Он вполне может ими пользоваться по тем или иным причинам, но и в любой момент может и от них отойти. Он вообще может отказаться от следования чужим примерам, хотя чаще всего этого не делает :-) Еще раз замечу, что выбор практик, теорих, критериев истины и т.п. у такого человека происходит под воздействием его внутреннего знания. Два таких человека будут отличаться как небо и земля, в то время как два искателя предыдущего типа будут выглядеть "как близнецы" (следствие дрессировки).

Вариант 3 (переходный):
Обязательным условием для переходного варианта является обнаружение глубинной внутренней мудрости. Если она не была найдена, пока человек "переливал из пустого в порожнее" в Варинте 1, то нечего и расчитывать на сколь бы то ни было серьезные изменения в дальнейшем. Пока человек стремится в работе к достижению социальных целей и выживанию, он не способен распознать свою природу. Лишь разочаровавшись во всех своих преждних желаниях, и полностью утратив интерес к жизни, он начинает замечать, что все это время в нем жило НЕЧТО, что даже сейчас делает его жизнь стоящей. Уцепившись за это "Нечто", человек может приступить к постепенному трансформированию своих паталогических наклонностей.

Ввиду того, что привычка к насильственным действиям под воздействиям страха в человеке все еще очень сильна, ему теперь надо выработать противоядие против этого вездесущего врага. Таким противоядием может оказаться осознавание своей глупости, ограниченности и никчемности. Встав на этот путь и пытаясь во всех нежелательных проявлениях жизни и других людей видеть благое провидение, смысла которого он пока не понимает, но очень хочет понять, человек со временем вырабатывает привычку доверять жизни вообще и своей внутренней природе в частности. Постоянное желание преодолеть свою собственную ограниченность в понимании, и осознавание, что текущее невежество бесконечно, а перспективы огромны, искателя очень активно мотивирует. Единственное, что может ему мешать, так это постаянное "сваливание" обратно в стремление достигать мирских целей. Каждый раз, когда он будет терперь поражение в их достижении, его на время будет "обрушивать" в уныние.

Самым главным инструментом для такого человека станет смирение. Не то смирение, когда человек переваливает всю ответственность за свою жизнь на авторитеты. А то смирение, когда человек постоянно готов изменить свое восприятие мира, чтобы сделать его более адекватным реальности. Когда человек постоянно готов увидеть в новом свете себя, мир, других людей, ситуации и т.п. Он стремится раскрыть свой разум настолько, чтобы вместить в него ВЕСЬ МИР со всеми его противоречиями. И главным затруднением для него станет привычка время от времени "падать" до ощущения что "он уже знает" и ему больше учиться не надо.

Воть.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100