Я по профессии учитель в школе, учу детей. У меня на уроке внимание не сосредоточено на чём-то одном, потому что я одновременно и объясняю, и пишу, и контролирую класс. Даже когда я пишу что-то на доске, я как бы спиной вижу и слышу класс, кто чем занят в данную минуту. При объяснении правил одновременно слушаю себя (даже тембр своего голоса и интонацию) и одновременно отслеживаю визуально обратную связь учеников... Но обещанных вами прям уж таких чудес я не обнаруживаю. Просто усиленное, чем у обычных людей, внимание (это профессиональное). Но это очень сильно изматывает. После школы прихожу выжатая, как лимон. Или вы не это внимание и наблюдение имеете в виду?
На мой взгляд, описанный мной в предыдущем сообщении механизм переключения "одиночного" внимания не в экстремальных ситуациях запрограммирован самой природой, чтобы не очень сильно перегружать мозг, ради энергосбережения.
Как я уже не раз говорил, я тут поболтать а не обучать
к сожалению или к счастью не знаю. Ваш пример очень трудно разбирать так сразу придётся Вас "обвинить" в необьективности и так далее. Со вниманием напрягаться в школе Вас заставляют обстоятельства, нужда выглядеть в глазах, нужда создать впечатление, ответсвенность, боязни не ошибится и так далее, и всё это примерно такими вещами обусловленно. Тоесть всё направленно на поддержание имиджа и созданий нужных по Вашему впечатлений и это самонаблюдение направленно именно примерно туда. Может я немножко ошибся с определениями но наверное принцип ясен?
Самонаблюдение это совсем другое. Это развитие непринуждённого взгляда на себя. Мы даже на стену не можем смотреть непринуждённо, даже Кришнамурти говорил "когда Вы смотрите в стену Вы становитесь стеной". А уж говорить о внимании непринуждённом в сторону себя вообще фантастика. Но.... вкладывая работу в усилия управления вниманием и если эту работу выполнять долго и равномерно что-то меняется, развивается и даже само внимание становится другим. Вот поставьте вместо себя начинающего учителя и он даже маленькой частицы того что Вы замечаете не заметит хоть и как будет напрягаться. Это приходит с опытом. Так же как скажем какой снайпер знающий свою работу и знающий как сидеть ждать наблюдать и проделывающий это много лет, у него уже совсем другое внимание и другие чувства иногда называемые "шестым чувством" или седьмым... Но... очень трудно эффективно научиться наблюдать когда не знаешь на что надобы обращать больше внимания на что меньше или когда не знаешь что с этими замечаниями делать... А делать хочется всегда и суждения крутятся рядом всегда... типа это плохо это хорошо... и так далее и тому подобное. Тоесть развить непредвзятое независимое непринуждённое внимание особенно на себя очень и очень непросто и всего труднее во первых понять это что это непросто, или другими словами говоря понять насколько я отождествлён.
Так что внимание может быть и похоже и такоже само, но воспринимающие инструменты или чувства могут быть очень и очень разными.
И даже эта знакомая фраза что надо наблюдать за собой говорит почти только о направлении, но и цели и соображения себя могут быть очень разными от сугубо личностно направленных до непринуждённых как наблюдая чужого через телескоп из Марса(как у Гурджиева в книге.
Что-то вроде этого если я не слишком тут напутал?