Султан Алимов - Изудин бин Абдусулам 577 г. по хиджре Жизнь этого великого учённого является ярким свидетельством того как может возвыситься человек благодаря знаниям. Благодаря знаниям и искренности нищий сирота превратился в «Султана Алимов» - это имя было дано ему известными ученными того времени и под этим именем он известен в исламском мире . Но он был султаном не только ученных он был также султаном для правителей исламского мира, хотя не имел ни богатств ни армии которая подчинялась бы ему. Одно его слово могло лишить правителей их власти. Об этом свидетельствуют слова правителя Египта и Сирии султана Захира Бейбарса который разбил войска доселе непобедимых татара-монгол. Когда Изубну Абдусалам покинул мир султан Бейбарс сказал: «только теперь я утвердился на троне ( власти), если бы этот Шейх (то есть Изубну Абдусалам) сказал выйдите против султана то люди смели бы султана с трона».
Ибн Хаджиб Маликий который в то время являлся имамом ученных маликитского мазхаба сказал про него: « После времен имамов четырех мазхабов я не знаю ученого который обладал бы большими знаниями чем Газали, кроме Ибн Абдусалама». Практически все ученые четырех мазхабов которые жили в то время признали его наиболее знающим среди них.
Когда Ибн Абдусалам прыбыл в Каир то имам мухадисов хафиз Абдулазим Мунзири, ученый равных которому не было в Египте, отказался издавать фетвы сказав что до прихода Ибн Абдусалама он издавал фетвы, но теперь когда он здесь никто кроме него не имеет право на вынесение фетв.
Тем самым Мунзири подтвердил что в Египте нет ученого более знающего чем Ибн Абдусалам.
Правитель Сирии султан Ашраф которого некоторые псевдоученые, которые завидовали Ибн Абдусаламу, ввели в заблуждение и склонили к мысли что Ибн Абдусалам впал в заблуждение в одно время даже запретил ему выносить фетвы, обучать студентов и выходить из дома. Но когда все признанные ученые Сирии поддержали Ибн Абдусалама и объяснили султану Ашрафу что его ввели в заблуждение он раскаялся и после этого начал изучать книги Ибн Абдусалама и будучи при смерти просил Ибн Абдусалама простить его.
Брат султана Ашрафа который стал правителем Сирии после него и который и который заключил союз с крестоносцами против Египта возненавидел Ибн Абдусалама за то что тот публично выступил против этого. Благодаря фетве Ибн Абдусалама крестоносцы которые правителем Сирии были допущены в Дамаск для закупки оружия не смогли купить там оружие так как никто не хотел им продавать его. И все это из за одного слова этого ученого. Правитель хотел посадить его но потом боясь гнева народа выслал из Сирии но в Иерусалиме он был задержан. Когда правитель прыбыл в Иерусалим он отправил посла к Ибн Абдусаламу с предложением помириться с правителем. Посол объяснил что для того чтобы правитель простил его и вернул ему все что он потерял и даже больше ему следует попросить у него прощения и поцеловать его руку. Но в ответ Ибн Абдусалам сказал: «О бедняк я бы не согласится даже на то чтобы этот заблудший поцеловал мою руку не говоря уже о том чтобы я поцеловал, вы в другом месте а я в другом, и хвала Аллаху что Он уберег меня от заблуждений в которые вы впали.»
Однажды когда правитель сидел с представителями крестоносцев они услышали Коран который читал Ибн Абдусалама который находился пол стражей в соседней палатке.
Когда правитель рассказал крестоносцам кем является этот человек и за что он находится под стражей они сказали: Если бы среди наших священников был такой человек то мы бы мыли ему ноги и пили бы воду которыми он омыл свои ноги.
Когда Ибн Абдусалам прибыл в Египет, при въезде в Каир встречать его вышло огромное количество народа включая правителя Египта. Он зразу же был назначен на пост верховного судьи Египта. Но когда правителю не понравились некоторые справедливые решения Ибн Абдусалама и тот не дал ходу этим решениям Ибн Абдусалам посадил свою семью на телегу и все имущество на другую и решил покинуть Каир. Но когда люди узнали что он покидает город они начали отговаривать его но он не обращал внимания на уговоры. А люди шли и шли за ним и к тому времени как он вышел из Каира за ним тянулось огромное количество народа. Один из друзей правителя узнав об этом посоветовал правителю как можно быстрее бежать за Ибн Абдусаламом так может случиться что вместе с уходом ибн Абдусалама он может потерять власть. Правитель поскакал вслед за ним и дал слово впредь исполнять все его решения.
Однажды один приближеных людей правителя решил убить Ибн Абдусалама и с саблей в руках вломился в его дом но стоило только Ибн Абдусаламу взглянуть ему в глаза как тот задрожал и сабля упала у него из рук тот заплакал и попросил прощение у имама.
Когда татара-монголы захватили Багдад и всему миру казалось что на земле нет силы которая могла бы остановить их Ибн Абдусалам призвал мусульман к джихаду и дал слово что они одержат победу.
Когда правитель для того чтобы вооружить войско хотел собрать деньги у торговцев Ибн Абдусалам не одобрил его решение и сказал что пока он и его окружение утопают в богатстве нельзя делать этого. И авторитет Ибн Абдусалама был столь высок что правитель и его наместники начали собирать свои богатства и на эти средства они снарядили войско которое разбило татаро-манголов.
Перечисленное мной лишь малая часть заслуг этого великого ученого. Но и этого достаточно чтобы убедиться что он является величайшим ученым равных которому не было ни в его время ни долгое время до него ни после него.
Но Ибн Абдусалам не довольствовался только явными знаниями.
В книге «Табакату Шафиият» говориться что Ибн Абдусалам являлся мюридом известного суфийского Шейха Сухраварди. Также приводится что он читал перед ним книгу «Рисалат» известного ученого суфия Кушайри.
Также Ибн Абдусалам посещал мажлисы известных суфийских шейховАбул Абасил Мурси и Абул Хасан Шазали и восхищался их речами.
Суюти в книге «Таъйду хакикатил алияти ва ташйду тарикати Шазалияти» пишет что Абул Хасан Шазали рассказал что видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) наяву и что тот передал Салам Ибн Абдусаламу и Шазали передал ему салам от Пророка.
Ибн Абдусалам признавал достоинства суфийских ученых над учеными обладающими явными науками и он говорил: Свидетельством достоинства познавших над учеными факихами являются многочисленные караматы (чудеса) которые происходят от них. Ничего подобного от ученых факихов мы не видем если только они не прошли путем арифунов (познавших).
Подробную биографию этого великого суфия можно прочитать здесь:
http://assalam.ru/272/05-s.shtml