Шрила Сарасвати Тхакур: Этимологическое значение слова майа - "то, что возможно измерить". Бхагаван - господин майи; Он не подлежит измерению. Там, где возникает попытка измерить, познать Бога, там правит майа, там Бога нет. "Ма" означает "нет", "йа" означает "что", т.е. то, что не Бог, является майей. Майа, согласно "Шримад-Бхагаватам", это не Сатана христианской теологии, существо отделенное от Господа, живущее своей жизнью. Как утверждает школа Бхагавата, майа пребывает в Бхагаване (Боге), Который наделил ее обязанностью осуждать подчиненные ей крохотные живые существа (т.е. дживы) к понесению справедливого наказания. В "Гите" Господь говорит: "Земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, разум и эго - все это составляет Мои отделенные низшие энергии, тогда как то, что отлично от них - Моя высшая энергия, составляющая дживы, само существование которых является основой бытия вселенной." Эта низшая энергия и есть майа.
Она, эта низшая энергия, с сотворения мира изумляет и завораживает джив, равнодушных к Богу и вводит их в заблуждение, принимая время от времени то образ "двадцати четырех элементов бытия" Капилы (основоположника системы Санкхья), то "атома" Канады (системы Вайшешика), то принцип Джаймини "возвышения" (в системе Пурва Мимамса), то вновь "шестнадцати объектов" Гаутамы (в системе Ньяйя), то "сверхчеловеческой мощи и полного единства с Богом" Патанджали (в системе йоги), то попыток поиска Брахмана (в школе Шанкары).
Вопрос: Почему это происходит?
Шрила Сарасвати Тхакур: Потому что дживы наделены свободой воли.
Вопрос: Как это увязать с учением "Гиты", которая утверждает: "Бог пребывает в сердце всех живых существ, заставляя их вращаться по кругу, как в барабане, посредством воздействия майи"?
Шрила Сарасвати Тхакур: Это утверждение "Гиты" скорее поддерживает вышеприведенное высказывание. Бог - это Шри Вишну, Тот, Кто управляет всеми существами. Он воздает дживам в соответствии с кармой, которую они создают. Природные склонности влекут их в том направлении, который определяется Господом в соответствии с их прошлой кармой. Джива - исполнитель, а Бог - Податель. Власть Бога проявляется в воздаянии по заслугам и управлении причиной и вызванными ею действиями. Таким образом, Бог - Тот, Кто одаривает плодами деятельности, а дживы - те, кто ими наслаждаются.
Вопрос: Почему дживе предоставлена независимость?
Шрила Сарасвати Тхакур: Дживы - атомарные частицы Господа, вибху-чит (полное проявление). Свойствами океанской воды в малой степени обладает и крохотная ее капля. Вибху (или Повелитель) полностью независим, соответственно независимостью обладает и ану-чит-джива (т.е. атомарная частица).
Вопрос: Можно ли говорить о подлинной независимости джив или все же имеет место злоупотребление ею, коль скоро дживы действуют по наущению Божию?
Шрила Сарасвати Тхакур: Если бы это наущение исходило от Бога, оно привело бы их к служению Ему, а не к полному Его забвению.
Вопрос: Как это надо понимать, если "все зависит от воли Божьей"? Я задаю эти вопросы не из праздного любопытства. Я задаю из Вам потому, что Вы - великий ученый и, в то же время, великий преданный. В "Гите" Шри Тилаки, написанной на хинди, я прочел абхангу (восхваление Господа) Тука-Рамы, смысл которого сводится к следующему: "О Господь, если моя карма принесет мне освобождение, тогда зачем мне Ты?"
Шрила Сарасвати Тхакур: В "Шримад-Бхагаватам" есть ответ на этот вопрос. "Тот достоин освобождения, о Господь, кто, видя Твою милость во всем и терпеливо снося тяготы, порожденные собственной кармой, поклоняется Тебе мыслью, речью и телом, т.е. всем своим существом." Тот, кто достиг уровня освобождения от мира, сознает, что если вина за происходящее будет возложена на Бога, то из-за отсутствия стремления служить Ему, освобождение невозможно. Лишь та душа, которой посчастливилось исполниться желанием чит-служения, может получить освобождение, а ее влечение к Господу только возрастет, если все беспокойства и трудности будут приниматься как Его Милость.