"Как раз, наоборот. Творец, то есть Бог, занимает в космологии Успенского-Гурджиева центральное место."
Никогда не встречал, чтобы Творец присутствовал в космологии Успенского. Зачем же так обобщать? Или я ошибаюсь в этом пункте?
"Перечитайте, например, главу "Святая планета Чистилище" из "Рассказов Вельзевула". "Наш Общий Творец" упоминается там, чуть ли не в каждом абзаце."
Согласен. Но что означает там слово "Творец"? Какой смысл пытался вкладывал в него Гурджиев? Думаю, это не простой вопрос. На мой взгляд, использование этого понятия объясняется общим стилем изложения тех сложных идей, которые хотел передать Гурджиев. Видимо, Гурджиеву было очень трудно изложить понимание высших центров в обычных словах, тем более так, чтобы его поняли по-христиански мыслящие люди его поколения и последующих. Понимаете, это просто способ изложения. Вот смотрите что пишет там же Гурджиев:
,,Итак ... мой мальчик, прежде всего я должен еще раз наиболее подробно повторить, что наш БЕСКОНЕЧНОСТЬ был вынужден создать весь Мир, существующий ныне. Вначале, когда еще ничего не было и когда вся наша Вселенная была пустым бесконечным пространством, содержащимлишь первичную космическую субстанцию "Эфирокрилно", наше ныне существующее Величайшее Святейшее Солнце-Абсолют существовало одно во всем этом пустом пространстве, и на этом, тогда единственном, космическом сгущении наш ЕДИНОСУЩНЫЙТВОРЕЦ со СВОИМИ херувимами и серафимами имел место СВОЕГО преславного Бытия. Как раз в этот самый период течения времени у нашегоТВОРЦА ВСЕДЕРЖАТЕЛЯ возникла вынужденная необходимость создать наш ныне существующий "Мегалокосмос", то есть наш Мир. Из третьего священнейшего песнопения наших херувимов и серафимов мы сподобились узнать, что наш ТВОРЕЦ ВСЕМОГУЩИЙ однажды установил, что это самое Солнце-Абсолют, на котором ОН пребывал со СВОИМИ херувимами и серафимами, хотя едва заметно, но тем не менее постепенно уменьшается в объеме. Так как установленный ИМ факт показался Ему очень серьезным, то Он решил немедленно пересмотреть все законы, поддерживающие существование того, тогда еще единственного, космического сгущения. Во время этого пересмотра наш ВСЕМОГУЩИЙ ТВОРЕЦ впервые выяснил, что причиной этого постепенного уменьшения объема Солнца-Абсолют является просто Геропас, то есть само течение Времени. Тогда наш БЕСКОНЕЧНОСТЬ задумался, ибо в процессе СВОИХ Божественных размышлений ОН ясно осознал что, если этот Геропас будет также продолжать уменьшать объем Солнца-Абсолют, то рано или поздно это, в конце концов, приведет к полному уничтожению этого единственного места ЕГО Бытия."
Обратите внимание насколько "очеловечен" Творец у Гурджиева: ОН "был вынужден ", "имел место СВОЕГО преславного Бытия", "возникла вынужденная необходимость" (!!), "установленный ИМ факт показался Ему очень серьезным", "наш БЕСКОНЕЧНОСТЬ задумался", "ОН ясно осознал" (представьте себе, Гурджиев знает (!!), что думал и осознавал сам Творец!), "приведет к полному уничтожению этого единственного места ЕГО Бытия." Последний пассаж вообще не поддается никакому пониманию: если исчезнет место бытия Творца, то что станется с Творцом? Он тоже исчезнет? А если исчезнет Творец, то что останется?
В-общем, если Вы способны самостоятельно мыслить, Вы поймете смысл изложенного Гурджиевым, а если нет - будете дискутировать с такими как я.
"Есть еще одно важное отличие. Если я не ошибаюсь, буддизм провозглашает своей целью "освобождение от страданий". Тогда как понятие "сознательного страдания" занимает немаловажное место в учении Гурджиева."
А я здесь не вижу никакого отличия, разве что опять-таки в способе подачи-изложения. "Сознательное страдание" и приводит к "освобождению от страданий". Первое - метод, второе - цель.
Но если смотреть с другой точки зрения "сознательное страдание" само по себе означает "освобождение от страданий". Что опять-таки не противоречит буддизму.