В силу сложившихся жизненных обстоятельств мне сейчас приходится проходить серьезную переквалификацию. Говоря кратко, я бросаю одни языки и технологии программирования и меняю их на другие. Это естественно сопряжено с некоторыми усилиями, связанными с вьезжанием в тему. А поскольку самонаблюдение для меня стало уже довольно привычным действием, то возникли некоторые наблюдения, которыми я и хочу поделиться.
Первые шаги в обучении новому всегда – самые сложные. Но это, как правило, связано не с тем, что мы чего-то не умеем или не знаем, а с тем, что мы не можем сопоставить новые слова со своим старым опытом. Конечно, мы можем и не иметь необходимого знания, но тогда нам не помогут даже книги. Чтобы знать, нужен персональный опыт. Однако даже наличие такого опыта еще не гарантирует свободное владения темой. И связано такое безобразие ни с чем иным, как с языком.
На первых шагах новая тема в мозгу представляет из себя просто ворох разорванных слов, которые никак не вяжутся друг с другом. Все внимание тратится на то, чтобы прояснить хоть какие-то связи между различными терминами. Причем сами слова могут быть очень даже знакомы, но в таком случае они применяются так, что выглядит, будто бы говорящий несет откровенную ерунду. Такое весьма дискомфортное состояние может длиться достаточно долго (в случае въезжания в абсолютно новую область даже годами), но рано или поздно количество переходит в качество и разрозненные части начинают связываться воедино, проецироваться без серьезных противоречий на персональный опыт, и картинам мира приобретает более стабильный и законченный характер.
Стоит заметить, что стабильность субъективной картины мира еще не означает ее адекватности реальности. Стабильность означает только то, что эта картина мира перестает активно меняться и перестраиваться. Но такое положение вещей может быть вызвано просто тем, что человек ограничил свои жизненные условия или бессознательно принял решение игнорировать все то, что не вписывается в эту его модель мира. Так происходит с психически слабыми или эмоционально травмированными людьми, для которых дискомфорт «первых» шагов в какой-то момент может оказаться просто невыносим.
Итак, слова словами, а опыт опытом. Нормальный выпускник ВУЗа по сути не имеет никакого практического опыта. Он всего лишь нагружен под самую завязку словами и концепциями, которые еще только предстоит наложить на будущий опыт. Этот вербально-концептуальный багаж, конечно, необходим – он позволяет ему общаться с другими людьми, подобными ему и получать таким образом ориентиры для поиска опыта, но он сам по себе не дает того, что единственно и представляет ценность. Опыт получается совершенно другим путем. Книги – не катят.
Я не собирался в этом маленьком эссе говорить ничего о реальном опыте – все равно толку от такого бла-бла-бла не будет. Я только хотел обратить внимание, что наше чтение книг, наши разговоры – все они на практике всего лишь обучают нас некоторому общему языку. При этом нельзя быть уверенным, что собеседники понимают наши слова правильно, даже, если они с нами на словах соглашается. Точно так же нельзя быть уверенным, что они не понимает того, о чем мы говорим, лишь на том основании, что они нам возражает. Слова, реальный опыт и реальность – разные вещи.
Одни люди уделяют словам слишком много внимания, подчас это граничит с патологией. Но это ничуть не лучше ситуаций, когда человек, понимая ситуацию, начинает на слова плевать (все равно, мол, его не поймут). В последнем случае общение теряет вообще всякий смысл, кроме вербальной мастурбации.