...нельзя принимать за окончательную цель то, что является средством. Сверхцель, или сверхзадача, должна осознаваться и незримо присутствовать в каждом промежуточном шаге, иначе легко свернуть в сторону и не заметить этого...
Хорошо знать сверхцель, но не разная ли она для каждого человека или имеется что-то общее для всех? Или, можеть быть, хотя бы для тех кто идет по одному и том же Пути, кто следует один и тот же вариант Традиции?
Борьба с нафсом средство, а не цель.
Если борба с нафсом средство, то для какой цели? И как она вписывается в общий план, ведущий к сверцели?
"Сверхцель" (вне контекста Традиции, во всяком случае) у каждого может быть своя, это кажется очевидным.
Для любого человека, как мне кажется, желательно соизмерять свои шаги с этой сверхзадачей и смотреть, насколько обыденное соотносится с главным и направляет к нему. Тактика должна быть согласована со стратегией - а то ведь легко уйти куда-нибудь в сторону.
* * *
Борьба с нафсом вряд ли может быть главной целью. Задача, скорее, в том, чтобы
успокоить нафс (в Коране говорится о "душе успокоившейся"), перейти из состояния "приказывающий нафс" в состояние "порицающий нафс" и, наконец, "успокоенный нафс".
Если ведется борьба ради борьбы, то нафс, который в традиции часто сравнивают с драконом, вместо одной отрубленной головы выращивает две другие. Например, победив в себе какое-то качество, человек начинает по этому поводу чрезмерно гордиться. Поэтому о победе над нафсом можно говорить только условно.