Голос совести может быть не голосом, а хором. Среди участников: социальные условности, внушенные идеи о том, как следует себя вести; более высокий уровень бытия, кому повезло иметь таковой (совесть в гурджиевском смысле или "порицающий нафс" в суфизме).
Кроме того, как теперь выясняется, нравственное поведение выгодно в долгосрочной перспективе. (См., напр. , тему "Естественный отбор: выгода бескорыстия".
http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=5312.0 ) Природа может нас подталкивать в сторону такого поведения.
Выгода может быть не только индивидуальной, но и видовой. И в таком случае даже требовать порой жертвы от индивида. То есть идти против инстинкта самосохранения. Пожертвовать собой ради спасения других, особенно детей и близких - примеры такого поведения встречаются и в животном мире, не только у людей.
С моей точки зрения, указанные факторы можно разнести по 3-м, весьма различным, категориям.
1. Нравственность, социальные условности, внушенные идеи о том, как следует себя вести, также мораль - все это не имеет отношения к совести и в лучшем случае может только имитировать ее. Все эти моральные правила, предписания и запреты, действуют, с точки зрения Четвертого пути, на человека, находящегося во сне, во втором состоянии сознания. При этом, если даже поступки или действия будут похожими, на совершенные по голосу совести, то причины, их вызвавшие - мораль или совесть, будт различны, а следовательно, и различным будет результат.
Выгода может быть не только индивидуальной, но и видовой. И в таком случае даже требовать порой жертвы от индивида. То есть идти против инстинкта самосохранения. Пожертвовать собой ради спасения других, особенно детей и близких - примеры такого поведения встречаются и в животном мире, не только у людей.
2. Одна из задач инстинктивного центра человека - это сохранение его жизни. Можно сказать, что это важнейшая задача этого центра, в частности инстинктивного короля. При этом, он может рассматривать эту задачу не только на уровне отдельного человека, но и на уровне вида. Ведь нет смысла жить одному человеку, если рядом не будет соплеменников - иначе не с кем будет спариваться и некому будет передать свои гены. С другой стороны соплеменников не дожно быть слишком много, иначе шансы передать свои гены тоже уменьшаться. Таким образом, инстинктивный король может совершать и "благородные, великодушные, самоотверженные" поступки или поощрять к этому других. Необходимо только понимать, чтО при этом движет человеком, глубинные позывы его поступков. Примером таких действий может быть и самопожертвование, и любовь матери к ребенку и ее желание защитить его, и т.п. Обычная мораль считает такого рода эмоции, как высшие на земле. Все это, однако, направлено на сохранение человеческого вида в его нынешнем состоянии - сон, служба целям природы.
3. Дейтвительные проявления совести. Для этого тебуется, как было тут сказано
более высокий уровень бытия, кому повезло иметь таковой (совесть в гурджиевском смысле или "порицающий нафс" в суфизме) Возможно сказать, что совесть - это проявление высшего сознания в эмоциональном центре. Тогда можно отнести к проявлениям совести все желания и услилия, связанные с получением такого состояния в себе и в других, или отказ от таких действий, которые приведут себя или другого человека в бОльший в сон.
Еще одно личное замечание, как мне каэжется, что то, что считается совестью, практически всегда проявлятся в виде ее "угрызений", нравственных стараданий от вида несовместимости требований обстоятельств и действий человека в этих остоятельствах. При этом почти никогда совесть не проявляется в виде поощрений, мыслей типа: кАк хорошо ты поступил в этой ситуации, кАк правильно! это уже не голос совести и голос нафса, низшей сути.