Из книги Дж.Нурбахша "Путь"
Суфизм — это путь к Богу через любовь.
В Иране суфии для обозначения любви используют слово ‘ишк, происходящее от ‘ашака, разновидности виноградной лозы. Когда эта лоза обвивается вокруг дерева, оно засыхает и умирает. Так же и от любви к миру высыхает и желтеет дерево тела. Но духовная любовь лишает силы корень «я».
ИНСТИНКТИВНАЯ ЛЮБОВЬ, ДУХОВНАЯ ЛЮБОВЬ И БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ
В инстинктивной любви любящий стремится к возлюбленной ради самого себя. В духовной любви любящий стремится к возлюбленной ради себя самого так же, как и ради возлюбленной. В Божественной Любви любящий стремится к Возлюбленной не ради себя, а только ради Возлюбленной.
ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ И МИРСКАЯ ЛЮБОВЬ
Мирская любовь возникает от красоты преходящих форм. Как и они, она так же преходяща; единственный ее непреходящий результат — продолжение рода. Она появляется в результате сублимации сексуального желания. Истинная, или Божественная, Любовь — это богатство и экстаз, посылаемые Абсолютной Возлюбленной и нисходящие в сердце искренне влюбленного. Этот влюбленный, подо бно мотыльку, порхающему вокруг прекрасной свечи Абсолюта, сжигает свое мирское существование в Божественном огне. Влюбленный отворачив ается от своего «я» - и погибает, устремляется к Богу - и оживает. Когда влюбленный освобождается от самого себя и становится ничем, он обретает жизнь вечную.
Некоторые суфийские учителя полагали, что Истинная Любовь вы растает из мирской любви, и действительно, мирская любовь мо жет создать сосуд для получения излияний Истинной Любви. Говоря словами Руми: «Его целью была форма, но через нее он, наконец, нашел Бога».
ЛЮБОВЬ И СУФИЗМ НА ЗАПАДЕ
В западной культуре любовь обычно понимается как влечение или позитивные чувства, испытываемые человеком по отношению к себе подобным, чувства, которые в своих высших проявлениях помогают индивидууму ощутить притяжение к Реальности. С этой точки зрения, влюбленный должен познать пути любви. Но это слишком просто.
Для суфиев любовь находится вне области привязанностей или чувств. Скорее, это Божественное влечение, когда Бог притягивает влюбленного к Себе . Акцент здесь не столько на усилии самого влюбленного, сколько на Божественном притяжении. По этой причине в суфизме говорится, что любовь — это «то, что приходит», как разъяренный поток, и суфий с радостью ожидает, когда этот поток придет и унесет его с собой.