Нафс - душа индивида.
Когда душа слилась с сердцем, тоесть когда индивид начал познавать Бога, то его душа (нафс) стремиться индивидуализироваться и отделиться от сердца, под воздействием окружающей среды. Принцип джихада заключается в том чтобы не дать душе индивидуализироваться. Казалось бы, найдя Бога, какая у человека может быть проблема, ведь он обрел счастье, тоесть суфий постиг Бога. Проблема заключается в дальнейшем продвижении, тоесть в обретении предельного счастья. После постижения Бога и даже после обретения веры, индивид должен придерживаться религии. Суфизм по сути - это предрелигия. Душа соединенная с сердцем, может заново отделиться. Поэтому сущность джихада как борьбы с душой (нафсом), предпологает в обуздании души от попыток индивидуализироваться, тоесть отделиться от сердца. Такое происходит тогда, когда под влиянием среды, тоесть когда индивид пассивен по отношению к среде, и душа отделяется от сердца. Наглядным примером служит младенец, когда при рождении он святой, тоесть душа и сердце соеденены, и со временем происходит отделение души (нафса) от сердца (кальба). Затем, когда вновь его душа соединяется с сердцем (человек как бы заново рождается), то опять может появиться тенденция к отделению души (утрате святости и счастья), задача индивида недопустить чтобы душа отошла от сердца, суть которой в появлении полной гармонии души и сердца.
Душа обычного индивида, ищущего Бога, отделена от сердца, он живет в основном душой и разумом. В этом случае нельзя игнорировать душу. Душа является инструментом Богопостижения, душа в данном случае должна быть главной и индивидуализированной. В этом случае борьба и угнетение собственной души, это ошибка. Когда сердце и душа соединяются, тогда уже душа и сердце должны находиться в гармонии.