Согласно Беннету, Гурджиев верил в возможность установления связи между живыми и умершими. Сходство между упражнением, описанным Беннетом, и суфийскими практиками, о которых говорится ниже, не назовешь полным. Но некоторая общность прослеживается: сосредоточение на образе ушедшего близкого человека для установления связи с ним.
* * *
В книге "Свидетель" Беннет описывает упражнение на установление духовной связи с его покойной матерью, которое он получил от Гурджиева:
"Одно упражнение, открывшее мне новую область для понимания, я могу описать, поскольку любопытствующему читателю будет нелегко его повторить. Как-то Гурджиев позвал меня к себе в комнату и спросил о моей матери, когда она умерла и что я чувствовал по отношению к ней. Затем он сказал: «Ей нужна помощь, так как сама она не может найти путь. Моя мать уже свободна, и я могу помочь ей. Через нее можно помочь и твоей матери, но ты должен установить между ними связь.» Он дал мне фотографию своей матери, умершей двадцать четыре года назад в Prieure, и сказал: «Каждый день полчаса ты будешь делать то, что я скажу. Вначале взгляни на это изображение - ты должен уметь увидеть мою мать с закрытыми глазами. Затем поставь рядом два стула, на правом представь мою мать, а на левом - свою. Стоя перед ними, сконцентрируй внимание на желании, чтобы они встретились и твоя мать получила помощь. Это крайне тяжелое упражнение, и нужно очень сильно желать помочь твоей матери. Сам ты не можешь помочь ей, но через свою мать я могу помочь ей.»
Я отнесся к этому упражнению более серьезно, чем кдругим. Когда умерла моя мать, я понимал, что ей нужна моя помощь после смерти, но я не представлял себе, как это сделать. Задача оказалась непредвиденно болезненной. Через несколько недель усилие, которое я затрачивал на ежедневное стояние перед двумя пустыми стульями, стало почти невыносимым. К своему удивлению, я был весь в поту, словно занимался тяжелым физическим трудом. Однажды я разрыдался и проплакал все полчаса. Казалось, ничего не произошло. Меня охватили сомнения, будто бы вся эта затея была всего лишь жестокой шуткой, которую Гурджиев сыграл со мной. Затем начались перемены. Через месяц упражнений я начал ощущать в комнате чьи-то присутствия. Сначала они были колеблющимися и неопределенными, а затем приняли вид моей матери и мадам Гурджиевой. Я чувствовал, как моя мать сопротивляется и не хочет посмотреть налево. И вот однажды, несомненно, была установлена связь. Через меня прошла волна облегчения и благодарности. Казалось, в тот момент сам Гурджиев был в моей комнате в Кумб Спрингс.
Пару дней спустя я вернулся в Париж и рассказал ему о случившемся. Он заметил: «Я очень рад. Теперь ты - член моей семьи, и мы никогда не будем отделены друг от друга.»
Я почувствовал себя его сыном и взял его руку, чтобы поцеловать. Он резко вырвал ее со словами: «Не ты должен целовать мои руки, а я твои.» Я так и не понял, что он имел в виду, так как он перевел разговор на какую-то практическую тему, о которой я уже забыл. С того дня я больше не мог повторить это упражнение, хотя часто осознавал некую тонкую и почти неощутимую связь с моей матерью."
http://fourthway.narod.ru/lib/Bennett/witness/ch_20.htm* * *
В суфизме есть практика, которая называется
рабита. Подразумевается, прежде всего, духовная связь мурида (ученика) с наставником посредством воссоздания в сердце его образа - вплоть до растворения в нем. Понятие связано с идеями "духовного сердца" и духовной любви. Термин
Рабита-и мохаббат, "рабита любви" (добротолюбия) - попытка представить образ наставника, испытывая к нему любовь в своем сердце. Это шаг к
рабита-и хузур - постоянному ощущению божественного присутствия.
Возможна
рабита с умершими. В книге "Правомерность понятия рабита в тарикате" говорится следующее:
Ввиду того, что Рабита совершается не с материальным телом, а с духом, существует правомерное понятие "Рабита с покойным".
Путник может совершать Рабиту с любым Наставником из праведной цепочки. Прежде всего, человек освобождается от всего материального, что его окружает затем его сердце и внутренний мир избавляется от мыслей... В данном случае не имеет значен стар ли Источник или млад, мертв он или жив.*
-----------------------------------------------
* Ахмад Махмуд Унлю. Правомерность понятия рабита в тарикате.Издательство "Иман".Казань.2004. Стр. 23.