"ГЫЙБАТ" (ЗАГЛАЗНОЕ ОСУЖДЕНИЕ, ХУЛА)
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
Гыйбат – это когда кто-либо говорит другому о недостатках отсутствующего человека, с целью высмеять или обвинить его. Гыйбат в Исламе запрещен – харам. Если человек, о котором говорят, не знаком собеседнику, то это не гыйбат. Заглазное обсуждение недостатков фигуры человека, его родословной, кругозора, а так же обсуждение недостатков его одежды, имущества, недостатков животных, принадлежащих этому человеку, – все это является гыйбат. Сообщать о недостатках письменно, делать знаки глазами, пальцем, поворотом головы и т.п., – все это равносильно осуждению вслух. Так же будет считаться хулой, если кто-нибудь скажет: “такой-то человек был бы очень хорош, если бы не… то-то и то-то”.
В священном Коране есть прямое предостережение:
“О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, Аллах – обращающийся, милостивый!” (49:12)
Как видно из Корана, тот, кто заглазно осуждает, – все равно, что ест мясо мертвого человека.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала: “В присутствии Посланника, я сказала про одну женщину, что слишком уж высока она ростом. “Вынь изо рта!” воскликнул он. (К своему ужасу) я выплюнула кусок мяса”.
Сказано в хадисе: “В Судный день будет открыта книга благих дел человека за его поклонения. Человек заглянет в нее и воскликнет в ужасе: “В той жизни я прилагал много усилий, совершая такие-то и такие-то поклонения, но их здесь нет!” Ему ответят, что исчезнувшие благие дела за его продолжительные усилия, были переписаны в книги тех, которых он осуждал заглазно (совершал гыйбат)”.
В другом хадисе сказано: “В Судный день откроется книга благих дел человека, и он увидит, что ему записаны благости за деяния, которые он не совершал. Ему скажут, что сюда переписаны благости тех, кто его заглазно осуждал”.
Заглазное осуждение человека, к примеру, о том, что он не читает ежедневные молитвы, или пьянствует, или не чист на руку, или что он сплетник; или обсуждение его телесных недостатков: к примеру, говорить что он глухой, косой, хромой, – все это является гыйбат. Если это будет сказано с сожалением, или с целью похвалить его (например: хоть и хромой, а в мечеть ходит чаще других), то это не будет гыйбат. Все зависит от искренности намерения говорящего.
Например, сказать, что в этой деревне полно пьяниц или атеистов, – не будет гыйбат, так как не было упомянуто чье-либо имя.
Если человек не пропускает свои молитвы, постится, но в то же время притесняет других, преследует, отбирает их имущество, сплетничает, клевещет, заглазно осуждает окружающих, то предупреждение других о таком человеке не будет гыйбат. Так как выявление и осуждение преступников, совершающих тяжкий грех, открыто, без стеснения, не является грехом, а стало быть, не только не гыйбат, но и прямая ваша обязанность. Ведь истинная ваша цель – предупредить окружающих и предотвратить преступление.
В хадисе сказано: “Говорить о человеке, снявшем с себя джильбаб стыдливости – не будет гыйбат” (джильбаб, – это большая женская накидка).
Можно сообщить отцу молодого человека или подростка о том, что он совершает недозволенное – харам. Но только в том случае, если есть уверенность, что отец захочет и сможет удержать от повторных грехов сына или дочь, или других членов семьи. Если такой уверенности нет, то лучше этого не делать, так как это путь к возникновению вражды.
В шести случаях заглазное обсуждение не будет гыйбат:
1) Подача жалобы. Притесненному дозволяется пожаловаться правителю, судье или кому-то другому, у кого есть власть или кто может справедливо разрешить его тяжбу с притеснителем. И тогда он говорит: “Такой-то притесняет меня так-то”.
2) Просьба о помощи для прекращения чего-то порицаемого и для возвращения непокорного на путь истинный. Тогда, обращаясь к тому, чья власть требуется для прекращения порицаемого, следует сказать: “Такой-то делает то-то, а я удерживаю его от этого”, или подобное этому. Его цель – добиться прекращения чего-то дурного. Но если его цель – не это, то тогда это запрещено.
3) Просьба о решении (фатва). Тогда следует сказать: “Меня притесняет мой отец, или мой брат, или мой супруг, или такой-то, таким-то образом, есть ли у него на это право? И как мне избавиться от этого и получить то, что принадлежит мне, и защититься от притеснения?” И подобное этому. Это допустимо в случае необходимости, однако, лучше и разумнее сказать так: “Что ты скажешь о человеке или муже, или супруге, который поступает так-то?” Так он добьется цели, не называя его имени. В то же время, допустимо и назвать обидчика.
4) Предостеречь мусульман от зла и дать им совет. Для этого есть несколько случаев. Среди них – отвод тем передатчикам и свидетелям, в которых сомневаются. Это дозволяется для всех мусульманам, и это – обязанность, в случае необходимости. Среди них: советоваться о вступлении в брак с каким-то человеком, или советоваться о сотрудничестве с ним, или о том, чтобы отдать ему чего-либо на хранение, или о ведении дел с ним, или о другом, или о том, становиться ли его соседом. Тот, кто дает совет, обязан не скрывать его положение, но о его недостатках говорить, имея целью дать доброе наставление. Среди них: когда кто-то увидит, что некто, обучающий фикху, у которого он приобретает знания, впал в ересь или отклонился от правильного пути, и он боится, что этот преподаватель фикха может этим принести вред. Он должен дать ему добрый совет и разъяснить ему его положение, при условии, что он имеет целью именно добрый совет. Это то, в чем может быть допущена невежливость. Возможно, что говорящим движет зависть, и это его попутал шайтан, и ему только кажется, что это добрый совет, пусть он поймет это. Также когда есть кто-то, в чьих руках власть, но он не пользуется ею должным образом, или потому, что не годится для этого, или потому, что он – нечестивец или невежда, или подобное этому. Следует рассказать об этом тому, кому он подчиняется, чтобы он отстранил его и назначил на его место того, кто пригоден для этого, или узнал это о нем, чтобы поступить с ним в соответствии с существом его дела, и чтобы не быть введенным им в заблуждение: чтобы постараться побудить его к тому, чтобы поступать правильно, или же заменить его.
5) Если есть кто-то, кто открыто предается своему пороку, например, тот, кто открыто пьет вино, обирает людей, взимает незаконный налог, силой забирает имущество и занимается дурными делами, то дозволяется говорить о том, что он совершает открыто. Но запрещается упоминать другие его пороки, разве что это дозволено по одной из других причин, о которых мы упомянули.
6) Когда человек известен под каким-то прозвищем, например: Хромой, Глухой, Слепой, Косой и т.д., то дозволяется называть его так. Запрещается называть его исключительно так, ради краткости. Если же он позволяет называть его так, без упоминания имени, то тогда это дозволено. Эти шесть причин назывались алимами, и большинство из них признается всеми ими.
Есть много причин, которые толкают человека на гыйбат: враждебное отношение к какому-либо человеку; зависть; желание поддержать мнение присутствующих; желание показать остальным, что у него-то, мол, таких слабостей нет; желание показать свое превосходство над обсуждаемым человеком; желание рассмешить присутствующих; желание пошутить; высказывание удивления и т.д.
Если при вас стали делать гыйбат, то вы тут же должны остановить собеседника и предупредить об опасности совершения греха.
Сказано в хадисе: “Если кто-либо поможет своему брату по вере, когда тот об этом не подозревает, то Аллах поможет такому человеку и в этом и в загробном мире”. Еще сказано: “Если кто-либо защитит своего брата по вере в вопросах чести, то Аллах защитит его от мучений Ада”.
Если человек, при котором происходит гыйбат, не остановит собеседника словом, то станет соучастником этого греха. Если имеется возможность, то надо сразу остановить человека делающего гыйбат, если такой возможности нет, надо тут же встать и уйти. Непростительно в таких случаях выражать свое недовольство покачиванием головы, делать знаки глазами или рукой. Нет! Надо сказать вслух: “Замолчи”.
Искуплением заглазного осуждения является не только раскаяние и сожаление о содеянном, необходимо также получить прощение человека, о котором говорилось.
Также грехом является осуждение умерших.
Аиша поведала, что Посланник Аллаха(СолаЛлахи алейхи ва Салам)сказал: “Не ругайте умерших, ибо они уже достигли того, что они уже совершили”. Это поведал ал-Бухари.
Запрещение злословить за спиной и приказание следить за своим языком
“О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их! И женщины – над женщинами: может быть, они – лучше их!” (49:11)
“А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили – они берут на себя ложь и явный грех”. (33:58)
Знай, что каждый мусульманин, достигший совершеннолетия обязан следить за своим языком, воздерживаясь от дурного. В случае когда от того, что ты скажешь, нет ни пользы, ни вреда, то лучше воздержаться от разговора.
Абу Хурайра сообщал, что Пророк(СолаЛлахи алейхи ва Салам)сказал: “Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и Последний день, говорит благое или пусть молчит”.
Этот хадис явно указывает на то, что говорить следует только то, что является благом, и от чего может быть явная польза. А если есть сомнения в очевидности этой пользы, то говорить не надо.
Абу Хурайра говорил, что он слышал, как Пророк(СолаЛлахи алейхи ва Салам) сказал: “Поистине, когда раб Аллаха говорит что-то, хорошо подумав прежде о том, что он говорит (благо это или нет), он при этом удаляется от огня настолько, насколько далеки друг от друга Запад и Восток”.
Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха(СолаЛлахи алейхи ва Салам)сказал: “Знаете ли вы, что такое злословить за спиной (гыйбат)?” Они ответили: “Аллах и Посланник Его лучше знают!” И он сказал: “Когда ты говоришь о брате своем то, что ему неприятно”. Спросили: “Скажи, а если в нем есть то, о чем я говорю?” Он ответил: “Если в нем есть то, о чем ты говоришь, значит ты злословишь о нем. А если в нем нет того, о чем ты говоришь, значит ты клевещешь на него”. Это поведал Муслим.
Суфйан бин Абдаллах сообщал: “Я попросил: “О, Посланник Аллаха, расскажи мне о чем-нибудь таком, чего я буду твердо придерживаться”. И он сказал: “Скажи: “Господь мой – Аллах”, и затем стой прямо”. Я спросил: “О, Посланник Аллаха, а что всего для меня опаснее?” И он взял за свой язык, а затем сказал: “Это!” Это поведал ат-Тирмизи и сказал: “Хороший, верный хадис”.
Сахл бин Сад передавал, что Посланник Аллаха(СолаЛлахи алейхи ва Салам)сказал: “Я твердо обещаю рай тому, кто ручается за то, что у него между челюстями, и то, что у него между ногами”.
Когда Аиша сказала: “Хватит ли тебе для отвращения от Сафии это и это (имея ввиду ее низкий рост)...” Посланник Аллаха(СолаЛлахи алейхи ва Салам)сказал: “Воистину, ты сказала такое слово, если смешать его с морем, то оно испортит его”.
Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха(СолаЛлахи алейхи ва Салам)спрашивал: “Знаете ли вы, что такое “человек без гроша?” Отвечали: “Человек без гроша у нас тот, у кого нет ни дирхамов, ни имущества”. Тогда он сказал: “Человек без гроша” в моей общине – тот, кто придет в Судный день с молитвой, постом и милостыней. И придет тот, кого он поносил, и о ком клеветал, и пожрал его имущество, и проливал его кровь, и ударял его. И воздастся тому по заслугам его, и этому – по заслугам его. И если добрые дела его будут исчерпаны прежде, чем решено будет, чего он заслужил, то взяты будут грехи их и брошены на него, а затем низвергнут будет он в огонь”.
Хузайфа говорил, что Посланник Аллаха(СолаЛлахи алейхи ва Салам)сказал: “Сплетник не войдет в рай”.
Посланник Аллаха(СолалЛахи алейхи ва Салам)сказал: “Верующий не должен быть поносящим, проклинающим, распутным и бесстыдным человеком”.
Абу Хурайра говорил, что Посланник Аллаха(СолаЛлахи алейхи ва Салам)сказал: “Остерегайтесь подозрений, ибо подозрения – самая большая ложь, и не разузнавайте и не выслеживайте, и не соперничайте, не завидуйте друг другу, не испытывайте друг к другу ненависть и не враждуйте друг с другом, будьте рабами Аллаха, братьями, как вам приказано. Мусульманин – брат мусульманину, он не притесняет его и не оставляет его без поддержки, и не пренебрегает им. Здесь – благочестие, здесь – благочестие! И он указал на свою грудь. Пренебрегать своим братом мусульманином – зло для человека. Мусульманин неприкосновенен для мусульманина: кровь его, честь его и имущество его. Поистине, Аллах не посмотрит ни на ваши тела, ни на ваши лица, но на ваши сердца и на ваши дела”.
Да поможет нам Аллах!