Отрывки из главы Х романа Дж. Лондона "Мартин Иден":
- Наука представляется мне штурманской рубкой, где хранятся морские карты. Когда я прихожу в библиотеку, я об этом всегда думаю. Дело учителя познакомить ученика со всеми картами по порядку. Вот и все. Он - вроде проводника. Он ничего не может выдумать из головы. Он ничего нового не создает. На картах всё есть, и он только должен показать новичку, где что лежит, чтобы тот не сбился с пути. А я не собьюсь. Я умею распознавать местность. И обычно соображаю, чего делать...
Мне кажется учительство в науке и в дух. наставничестве мало чем отличается одно от другого. По идее, я могу просто дать челу нужные книги и написать на листочке план прочтения. Потом приходить изредка и проверять, как идут дела. Или, лучше всего, заместо последнего написать план проверок, контрольных работ, составить набор вопросов по темам. Всё учесть во временном графике, ну... и т.п. Так происходит в школе и в институтах, пока чел не познал и не показал, что он всё-таки хочет заниматься наукой - на последних курсах университета, или сразу было видно, что талант. На какой-нибудь общественной линейке к нему подходит старичек и и говорит "иди в науку парень, я сейчас такую вещь разрабатываю... улёт" Или всё само сабой получается. Этот старичек будет твоим Учителем, ты сам об этом скажешь потом.
Большой секрет дух. наставничества, как я представляю, заключается в том, никто ничего не разрабатывает. Поскольку Дух витает где захочет, дух. наставник рассматривает каждого, кто попадает в его поле зрения, как посланца. Дух. наставник по истине знает карту и всё такое, но одновременно он наивен, как дитя. Он всегда готов к новым кульбитам Духа. Как умный научный руководитель готов к самым бредовым идеям своего ученика в рамках школы там, или поставленной задачи конечно, если это чистая наука и нету давления. Я ничего не сказал о том, что реально чему-то научиться можно только с примера - это касается, наверное способа познания или образа действия. Не важно. Даже скептицизму Будды видимо можно научиться только с живого примера, иначе будет лишь мура в голове на эту тему. Еще раз: 1. научить можно 2. можно только своим примером (образом действия).
- Иным людям нужны проводники. Это так. А мне вот кажется, что я могу обойтись и без них. Я уже довольно повертелся возле этих карт и знаю, которые мне нужны, и какие берега мне надо исследовать, я тоже знаю. И я сам себе гораздо скорее выберу маршрут. Скорость флота меряется всегда по скорости самого тихоходного судна. Ну, вот то же самое и со школой. Учителя должны равняться по отстающим ученикам, а я один могу идти быстрее.
Я во многом согласна с этими словами Мартина Идена. Причём, тему учительства я не ограничиваю лишь учительством в учебных учреждениях, но расширяю её также и до духовного наставничества. Мне хотелось бы услышать и другие точки зрения. Заранее спасибо за участие в дискуссии.
Зачем дух. наставник учит? Что ему надо? Может быть есть такие места во внутренней области, где надо и не надо совпадают.
- Это очень сложный вопрос. Он настолько сложен, что это невозможно понять, пока ты не влезешь в его шкуру.
Очень важно понять, что одновременно с этим, человек должен быть предрасположен к лидерству, обладать острым умом, знанием психологии и иметь материальные ресурсы.