Отсюда:
До сих пор экономисты и психологи расходились в ответах на вопрос, почему люди покупают советы колдунов и указующих перстом в небо прогнозистов. Первые считали, что в целом люди рациональны и покупаемые ими советы бесполезны только постфактум, тогда как в момент покупки были вполне осмысленными.
У психологов меньше иллюзий относительно человеческой природы. Если человек, считают они, сталкивается с явлением, которое не может рационально объяснить и предсказать, он охотно доверяет его осмысление любой сверхъестественной силе: оракулу, кофейной гуще, картам Таро. Есть даже теория (оксфордский психолог Джастин Барретт), что приписывание Неведомой Силе возможности влиять на случайные события помогло человеческому роду выжить: куда лучше приписать случайный шорох мнимому хищнику и напрасно испугаться, чем оказаться съеденным реальным хищником, думая, что это были случайные, хоть и ритмичные шаги.
В эксперименте Паудхави и Риянто люди столкнулись с торжеством случайности: подбрасываемая монета подчиняется лишь теории вероятностей, да и то не всегда. Но они очень быстро переходили от правильного убеждения, что результаты не зависят от прошлого опыта и непредсказуемы, к готовности платить за предсказания «эксперта», если он пару раз подряд случайно угадал, какой стороной упадет монета. Раз угадал, значит может знать, как сложится ситуация дальше, решает простодушный.
Эта ошибка — ложная генерализация (обобщение) — закономерность, обратная закону больших чисел. Первые пять человек, встреченные путешественником в незнакомом городе, оказались детьми. Значит, все в этом городе дети, предположит он. А уж если детьми будут и следующие пятеро, предположение перерастет в уверенность. Люди не могут поверить, что случайные результаты действительно случайны, и ищут в них стройную систему.
Закон малых чисел уверяет человека, что управляющий, обыгравший рынок сегодня, сделает то же и завтра. Наивный искатель закономерности совершает «ошибку горячей руки» (hot-hand fallacy): баскетболист, сделавший несколько удачных бросков, попадет в корзину еще раз. И если это предположение пару раз подтвердилось, значит в следующий раз шанс на удачу еще выше. Противоположная логика — «ошибка игрока»: «Только что он попал, но теперь точно промахнется». Неправы оба: успех или неудача в прошлом не определяют шанс попасть в будущем. Можно быть оптимистом или пессимистом, но и в покере, и в рулетке человеческий разум, видящий закономерность там, где ее нет, проигрывает случайности и организаторам игры.
<...>
Две модели LSE показывают, как продают свои прогнозы аналитики, экономисты и управляющие: угадай несколько раз, и у тебя купят следующий прогноз. Сколько раз ты ошибся до этого, никто не запомнит. И сделав ставку на один из вариантов исхода дел, клиент будет ждать именно его.
Так что вполне возможно, что Рубини, одна из книжек которого в русском переводе называется нескромно «Как я предсказал кризис», на самом деле кризиса не предсказал. Он просто несколько лет подряд говорил, что кризис будет. И в конце концов угадал.