Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: "Троица" Рублева и учение исихастов  (Прочитано 3945 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Нео

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 121
  • Reputation Power: 0
  • Нео has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Троица" Рублева и учение исихастов
« Ответ #8 : 06 пЭТРап 2010, 01:56:32 »
Страх перед божеством, боязнь муки...
Вот, можно представить себе, некто слепил из грязи - пластелина фигурку. Такая неведомая мысли игра. Играл-играл, а потом взял и вдохнул от ДУХА своего. От того, что движет всеми вещами, везде веет, где захочет, в прах рушит горы, иссушает моря, крутит Вселенными, зажигает и гасит Звезды. Творит и уничтожает целые Миры.
И что же он ждет по вашему от этой фигурки?
Страх и поклонение? Умную молитву, поминание, любовь? Что?

В кинофильме "Собачье Сердце" есть эпизод, когда начальник очистки Шариков ночью со свечей подходит к зеркалу и смотрит в свое отражение. Пару минут. Всматривается и что-то соображает, осмысливает и отводит глаза. Единственный стоящий момент и всё. Всё, что вообще может сделать эта фигурка в такой ситуации. Ну, разве что, кто-то что-то еще и нарисует.
Какие еще пути сыновьи? Какие награды? Какие исторические вехи и практики исихазма или йоги?
Куда кто может проникнуть?

poslushnic

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 106
  • Reputation Power: 1
  • poslushnic has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Троица" Рублева и учение исихастов
« Ответ #7 : 06 пЭТРап 2010, 00:37:32 »
Цитировать
В этих мистических учениях об "умной молитве" заключалось нечто, что противостояло церковности и что свидетельствовало о зарождающемся раскрепощении личности от власти средневековой корпоративности. В уединенной созерцательности Рублева нет страха перед божеством.

Они говорят что боязнь муки - есть путь раба, а желание награды в царствии есть путь наемника. А Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце.

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Рассказ второй http://www.hesychasm.ru/library/strannik/txt02.htm

caluger

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 119
  • Reputation Power: 0
  • caluger has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Троица" Рублева и учение исихастов
« Ответ #6 : 03 пЭТРап 2010, 03:30:53 »
Попытки связать манеру иконного письма преподобного Андрея (Рублёва) с ослаблением корпоративного устройства Московского княжества в XIYв. (Д.С.Лихачёв), или с учением о Фаворском свете святителя Григория (Паламы), или с практикой умного делания, безмолвия (греч. исихия - безмолвие) египетских пустынников IY-Yвв, и даже с йогой носят несколько надуманный, искусственный характер (связать, конечно, можно всё со всем), являются "мудрованием", которое не приветствовалось никогда наставниками духовного пути, а учителя дзэн за такое могли и сильно побить (для пользы ученика, конечно). Просто во все времена человеческой истории были, есть и будут люди пути, которые шли по нему, ведомые наставником-проводником, а иногда и самостоятельно, руководствуясь промыслом Божиим. События же типа утверждения доктрины о Фаворском свете церковным собором в качестве официального учения Православной церкви только способствовали тому, что имена людей типа Андрея (Рублёва), Сергия Радонежского  и многих его учеников, Нила Сорского и др. не канули в лету, а стали известными.

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Троица" Рублева и учение исихастов
« Ответ #5 : 08 ЭЮпСап 2009, 17:25:13 »
В этом вся причина того глубокого и неоднозначного впечатления, производимого гением.
Ведь бывает присмотришся иной раз к спокойной и светлой грусти Рублева - и понимаешь: грусть-то - никак исихастская!
 Но стоит лишь прибегнуть к внимательному рассмотрению и уже ясно видишь:  несомненно - йогическая эта светлая грусть, ни дать ни взять - йогическая.

DeepDiver

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 333
  • Reputation Power: 0
  • DeepDiver has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Троица" Рублева и учение исихастов
« Ответ #4 : 07 ЭЮпСап 2009, 23:46:44 »

Традиция исихазма* не сводится только к идеям Григория Паламы. Григорий Палама явился больше теоретиком обосновавшим богословски идеи, которые сложились  за долго до него. Своими корнями традиция исихазма уходит в египетское монашество IV в.

При внимательном рассмотрении техники исихазма практически идентичны йогическим .

poslushnic

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 106
  • Reputation Power: 1
  • poslushnic has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Троица" Рублева и учение исихастов
« Ответ #3 : 07 ЭЮпСап 2009, 18:43:10 »
Цитировать
Палама умер в 1359, причем в 1347 его взгляды выглядели достаточно сомнительными для того, чтобы распространяться даже по Греции.
Возможно ли это, что почти  в то же время его идеи не только достигают далекой подтатарской Московии, но и стают конститутивными для, как минимум, одного случая художественного творчества?

Традиция исихазма* не сводится только к идеям Григория Паламы. Григорий Палама явился больше теоретиком обосновавшим богословски идеи, которые сложились  за долго до него. Своими корнями традиция исихазма уходит в египетское монашество IV в.

Проникновение в древнюю Русь исихазма  могло произойти  за долго до богословских споров XIV в.
 
Так возможно начиная с 8 века во время иконоборчества в Византии. В результате: "гонения и конфискация монастырской собственности вызвали массовую миграцию монашествующих в места, незатронутые императорской политикой. В период правления Льва III и Константина V только в Южную Италию переселилось около 50 000 монахов.[20] Местами миграции также стали северные берега Чёрного моря и побережье Сирии и Палестины".

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE


*Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём Руси XIV—XV веков.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BC





Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: "Троица" Рублева и учение исихастов
« Ответ #2 : 07 ЭЮпСап 2009, 09:17:59 »
Палама умер в 1359, причем в 1347 его взгляды выглядели достаточно сомнительными для того, чтобы распространяться даже по Греции.
Возможно ли это, что почти  в то же время его идеи не только достигают далекой подтатарской Московии, но и стают конститутивными для, как минимум, одного случая художественного творчества?

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
"Троица" Рублева и учение исихастов
« Ответ #1 : 30 ЮЪвпСап 2009, 03:48:16 »
Троице, как и большинству икон Рублева, свойственна особая созерцательность, задумчивость, спокойная и светлая грусть. Эта созерцательность, несомненно связана с учением исихастов о самоуглубленности и созерцании божества. Обрядовой стороне религии, требовавшей многолюдных и торжественных церемоний, мистические течения XIY в. противопоставляли уединенную молитву, молитву иногда вне церкви, среди дикой природы, в значительном удалении от людей.

В этих мистических учениях об "умной молитве" заключалось нечто, что противостояло церковности и что свидетельствовало о зарождающемся раскрепощении личности от власти средневековой корпоративности. В уединенной созерцательности Рублева нет страха перед божеством.

Д.С. Лихачев. Раздумья о России.С-Пб.2001. Стр.274.  
« Последнее редактирование: 07 ЭЮпСап 2009, 19:21:23 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags: исихазм 
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100