Персидский суфизмСайт открылся 8 сентября 2003 г.:
http://www.sufism.ru/perssufi/ Статьи по темеДж.Нурбахш. Эволюция суфизма.
Школа классического суфизма происходит из Хорасана, Северный Иран; отсюда она распространилась на юго-запад к Багдаду. В ранний период ислама наиболее представительными мастерами Пути в Хорасане были Абу ль-Фадхль Кассаб Амули (дата смерти неизвестна), Абу Саид ибн Аби ль-Хайр (ум. 440/1049), Абу ль-Хасан Харакани (ум. 426/1034) и Байазид Бастами (ум. 262/875). Парадоксальные даже для того времени высказывания Байазида имели широкое хождение в Ираке и захватили умы тех, кто осваивал духовный путь божественного Единства, и искателей, стремящихся постигнуть смысл Единства Бытия. В частности, его идеи сильно повлияли на образ мышления Абу ль-Касима Джунайда (ум. 295/910), Абу Насра Сарраджа Туси (ум. 378/988), Дху л-Нуна Мисри (ум. 245/859) и на многих других, подвигая их к созданию комментариев на его высказывания.
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20020924054806325* * *
Цитаты по теме:
1.
Деятели персидского происхождения ... были главными представителями мусульманской государственности и культуры еще в то время, когда единственным литературным языком мусульманского мира оставался арабский.
В.В. Бартольд. "Культура мусульманства".
2.
Персы или иранизированные жители Центральной Азии в XII и XIII столетиях в целом играли поистине выдающуюся роль в развитии орденов и религиозно-философской деятельности на арабской территории.
Г. Э. фон Грюнебаум. "Классический ислам. Очерк истории (600-1258)"
3.
Большинство наиболее значительных суфийских произведений написано по-персидски.
Д.Юрич. "Исторический обзор суфийской литературы".
4.
Наиболее характерным выражением мусульманского мистицизма является персидский суфизм. Суфизм - это философское свободомыслие мусульманства, соединенное с совершенно своеобразной символической и ярко чувственной поэзией, всегда имеющей скрытый мистический смысл.
П.Д.Успенский. "TERTIUM ORGANUM. Ключ к загадкам мира".
5.
Безусловно, высшее достижение культуры мусульманского мира - персидская классическая поэзия XI - XV веков... Вся она - суфийская и поэтому представляет собою великолепный материал для ознакомления с суфийской религиозностью. Что в ней особенно замечательного, это мировоззренческая широта, резко выделяющая ее на фоне ортодоксального ислама. Здесь есть богатство чувствований, есть свобода и сила мысли, вполне сопоставимые с теми, что мы находим в духовной истории Европы.
Юрий Каграманов. "Ислам, Россия и Запад".
* * *
Имена:
Байазид, Аттар, Руми, Хафиз, Санаи, Шабистари, Саади, Джами, Гилани (Джилани), Газали (два брата, Абу Хамид и Ахмад), Абу Саид, Шах Ниматулла и др.
* * *
"Итак, допустимо заключить, что "
маламатийа" - это вид аскезы, довольно близкий к юродству. Он
развивался главным образом в Иране, центром его зарождения признают город Нишапур.
Персидский ислам вообще характеризовался большим индивидуализмом и неприятием мусульманской ортодоксии. В
Индии, где распространился персидский суфизм, концепция "маламатийа" также пользовалась популярностью среди дервишей".
Иванов С. А. Византийское юродство. - М., 1994
(Стр. 162)
* * *
Персидский суфизм ==> зарождение
маламатийа ==> влияние на
индийский суфизмМохиаддин Чишти, глава братства Чиштийа - наиболее активного благодаря ему в Индии - родился в Хорасане и "приобщился к суфизму в Нишапуре" (Иран) (Цит. из Ислам. Энцикл.словарь.стр. 286)
* * *
Статьи:
Искусство Ирана.
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20021221011519501
Сейид Хосейн Наср "ВЛИЯНИЕ СУФИЗМА НА ТРАДИЦИОННУЮ ПЕРСИДСКУЮ МУЗЫКУ
http://www.sufism.ru/music/read06.htm