Дискуссия Ибн-Араби и Авероэсса
www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Eliad_4/22.php
Хорошая ссылка. Очень интересно описана встреча Авероэсса и ибн-Аль Араби:
Аверроэс изъявил желание познакомиться с молодым суфием Ибн Араби, и, по свидетельству последнего, во время дискуссии покрылся бледностью, ощутив слабость своей собственной системы. Ибн Араби – один из самых выдающихся гениев суфизма и одна из самых своеобразных фигур среди всех мистиков.
А вот, что касается дискуссии Авероэсса и аль-Газали, то складывается впечатление, что вопросы, которые они обсуждали (Аль-Газали подвергал критике философов, а Авероэсс критиковал аль-Газали), более понятны нашим современникам. В те же времена, Авероэссу, похоже "повезло" больше чем аль-Газали, у него были понимающие его последователи. А вот аль-Газали как интеллектуал (до того как он стал мистиком), современниками не был понят до конца. По этой точке зрения повторюсь с одной цитатой:
Третий крупный мыслитель, который занимался этой проблемой, — это арабоязычный скептик XI века Аль-Газали, в латинской традиции Альгазель. Ученых-догматиков он называл "габи", буквально "придурки", что по-арабски звучит забавнее, чем "идиот", и выразительнее, чем "мракобес". Альгазель написал собственный трактат "Против ученых", диатрибу под названием "Тахафут аль-фаласифа", что я перевожу как "Некомпетентность философии". Она была направлена против школы под названием "фаласифа" —арабская интеллектуальная среда была прямой наследницей классической философии, которую арабы смогли примирить с исламом при помощи рационалистической аргументации. Нападки Альгазеля на "научное" знание положили начало дебатам с Аверроэсом, средневековым философом, который превзошел всех средневековых мыслителей в своем влиянии (на иудеев и христиан, но не на мусульман). Спор между Альгазелем и Аверроэсом был, к сожалению, выигран обоими. Впоследствии многие арабские религиозные мыслители переняли и безмерно раздули скептицизм Альгазеля в отношении научного метода, предоставив Богу заботу о причинах и следствиях (что было явным искажением идеи Альгазеля). Запад же принял рационализм Аверроэса, построенный на фундаменте Аристотеля. Его развили Фома Аквинский и еврейские философы, которые долго называли себя аверроистами. Многие мыслители приписывают колоссальному авторитету Альгазеля то, что арабы впоследствии отказались от научного подхода.(Нассим Николас Талеб. Черный Лебедь. 2009 КоЛибри. Стр.94-95)
Проблема, которую осознал аль-Газали это- проблема фундаментальной непредсказуемости реальности, К. Поппер назвал её
проблемой Индукции, и стандартные механизмы человеческого мышления оказываются бессильны перед этим фактом. В произведении, которое я процитировал, этот вопрос очень доходчиво и красочно описывается.
Хотелось, бы высказать одну догадку: А не является ли эта проблема (
Индукции или Фундаментальной непредсказуемости реальности ) причиной по которой человеку необходимы два подхода к пониманию реальности- один научный другой мистический?