Наш мир - это мир не столько физических объектов, сколько символов, вещей, которые указывают на что-то еще, как дорогой автомобиль указывает на социальный статус владельца. Вместо реальных предметов - изображения чего-то несуществующего. Человек погружен в среду, состоящую из симулякров, которые порождают нереальные переживания, "фантомные боли души".
А разве симулякры - это не "имитация имитации", "символ, указывающий на символ"? То есть кино, фотомонтаж, виртуальная среда - именно это в первую очередь является симулякрами. И тут возникает вопрос: ведь искусство вызывает переживания, можно ли их также охарактеризовать как "нереальные переживания"? Насколько помню, и в суфизме роль символов, символического языка очень велика - можно ли тогда различить реальные и нереальные переживания в таком случае?
Мне кажется, что переживания, даже если они вызваны чем-то совсем иллюзорным, все равно реальны. Фантомная боль так же реальна, как и нефантомная, "настоящая"; реакции на раздражитель могут быть неадекватными стимулу, но чувства и переживания, возникающие при этом, реальны. Насколько они адекватны или уместны в каждом конкретном случае - это да, вопрос; но стоит ли при этом сомневаться в реальности переживаний и чувств (особенно чужих :-) )?
Символы подменяют живой опыт. Вместо ощущения голода - стрелка часов, подсказывающая, что пора его испытывать.
Ну вроде блуждающий нерв не атрофировался еще у большинства людей :-) Про стрелку часов - это, мне кажется, все-таки преувеличение.
Аскеза возвращает человека в мир подлинных переживаний. Холод, голод, физический (да и психологический) дискомфорт позволяют в какой-то мере ощутить мир реальных вещей в опыте непосредственного переживания.
С одной стороны - да, дискомфорт возвращает к реальности. С другой стороны, аскеза может иметь символическое значение, и поэтому отделить "возвращение из мира символов в реальность" от "ухода из реальности в мир символов" может быть невозможно. И кроме того, по собственному опыту могу сказать, что длительное воздержание от еды или сна через некоторое время вызывает ощущение эйфории (это физиологическая реакция, известны ее механизмы; воздержание от сна и пищи даже практикуется при лечении депрессий). Некоторые люди склонны постоянно заниматься аскетическими практиками ради достижения эйфорического состояния. Так что все хорошо в меру, видимо :-)