Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Идрис Шах  (Прочитано 12164 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

~om~

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 18
  • Reputation Power: 0
  • ~om~ has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #63 : 10 РТУгбвР 2012, 23:39:22 »
Возможно, для вопроса больше подходит раздел "Практическая психология", но, насколько я могу судить, там скорее принято высказываться, чем создавать тему-вопрос. Если я все же ошибся с местом, прошу на это указать.
У И. Шаха в "Знать, как знать" (точную страницу не скажу, так как не имею бумажной копии) можно видеть такой отрывок. Приведу его с некоторыми сокращениями, которые, надеюсь, ни на что не повлияют:
Цитировать
"Примитивный человек с утра до вечера бродил в поисках ягод и кореньев, служивших ему пищей. Пока он должным образом не организовал, не сделал более эффективной программу по добыче пищи, ему приходилось тратить большую часть своего времени на еду. <...>
Но как только человек открыл, что можно найти место, где сосредоточены запасы пищи, <...>, то обрел относительную свободу. <...> Раньше шестьдесят девять лет уходило на собирание пищи и, соответственно, один год оставался на различную другую деятельность, теперь, скажем, только шесть лет жизни требовалось, чтобы добыть пропитание, а остальные шестьдесят три года освободились для другой деятельности.
«Современный» человек пребывает в таком же состоянии по отношению к эмоциям. Он все еще не осознал, что у него есть определенные эмоциональные нужды и ему необходим не более чем определенный минимум эмоционального питания. <...>
Понять, что планировать добычу пищи полезно, было, однако, сравнительно легкой задачей даже для дикаря, поскольку здесь он имел дело с более очевидным механизмом, регулярно дающим о себе знать через чувство голода, а также потребление, переваривание и выведение остатков пищи из организма.
У «современного» человека есть более широкие возможности решать проблемы удовлетворения эмоциональных потребностей <...>"
В связи с приведенным отрывком возникли вопросы:
- Развивает ли Шах дальше эту идею? Если да, то где именно? Честно скажу, что не прочел и десятой доли всего опубликованного им, однако решил все же не идти по трудному пути и задать вопрос тут, возможно, кто-то может дать нужную информацию сразу. Может быть, на эту тему можно почитать где-либо еще?
- Относится ли все, либо часть вышесказанного, к таким вещам как внимание (которому в "Учиться, как учиться" Шах выделяет отдельную, хоть и небольшую, главу, которую я не буду тут приводить) и социальные контакты? Т.е., можно ли сказать, что у человека наряду с эмоциональным питанием должен быть также необходимый минимум питания, оказываемого через внимание (на этот вопрос я почти готов ответить утвердительно, но вероятность ошибиться есть), а также "социальная пища", и есть ли также необходимость выделять социальный элемент отдельно, или социальные потребности могут быть сведены к эмоциональным и потребности во внимании?
- Каким образом можно установить "минимум" такого питания? Каждому человеку (тех, кто "питается светом" и т.п., я не рассматриваю) необходимо примерно одинаковое количество пищи для нормального функционирования. Будет ли то же утверждение справедливым по поводу "эмоциональной пищи"? Провести аналогию мне представляется делом совсем нелегким, так как в отношении добывания продовольствия можно легко воспользоваться примером окружающих, или прочитать книгу о вкусной и здоровой пище и способах ее приготовления; в отношении же питания эмоционального (и других затронутых) столь же доступной информации мне, напротив, не встречалось, да и слышать об "эмоциональном ожирении" и связанном с ним проблемами мне тоже не приходилось, как и о соответствующих диетологах.

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #62 : 06 ШоЭп 2011, 15:08:42 »
Актуально, я полагаю.

Это как? Каждый раз стирать и закачивать заново или новую электронную книгу покупать?

А может дела еще шикарнее обстоят, чем в былые времена: передача знаний электро-магнитными волнами усиливается?

Извините, я не понял, что Ваш вопрос относится именно к электронным носителям, которые вы называете "девайсами".

carbon-black

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 93
  • Reputation Power: 1
  • carbon-black has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #61 : 06 ШоЭп 2011, 12:58:48 »
Актуально, я полагаю.

Это как? Каждый раз стирать и закачивать заново или новую электронную книгу покупать?

А может дела еще шикарнее обстоят, чем в былые времена: передача знаний электро-магнитными волнами усиливается?

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #60 : 06 ШоЭп 2011, 08:51:53 »
Актуально, я полагаю.

Книга, как материальный носитель, может стать инструментом индивидуальной связи с Традицией. В таком же смысле, как и четки, например. Мысль о том, что четки - вещь для индивидуального пользования представляется нашему сознанию вполне оправданной, не так ли?

Еще Шах рекомендовал для перечитывания суфийских материалов каждый раз брать новую, нечитанную ранее книгу. Механизм работы этой рекомендации легко объяснить с психологических позиций, не прибегая к аналогиям.

carbon-black

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 93
  • Reputation Power: 1
  • carbon-black has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #59 : 05 ШоЭп 2011, 23:06:05 »
И. Шах "Наблюдения за покровом":
ВОПРОШАЮЩИЙ ИЗ ЙЕМЕНА
Утверждается, что суфийские книги написаны не только для временной аудитории, но выполняют также функции, в других культурах вообще не признаваемые за функции, присущие книгам. Одна из причин, по которой суфии приобретают личные экземпляры книг, та, что многие шейхи настаивали на том, что книга, изучаемая более чем одним человеком, отдает часть своей сути и может некоторым незаметным образом истощиться.


Насколько это актуально для девайсов?

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #58 : 11 ЬРп 2011, 18:06:18 »
 Спасибо, Свирелька, замечательная притча. Укажите источник пожалуйста.
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

Kazyavk

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 138
  • Reputation Power: 0
  • Kazyavk is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #57 : 11 ЬРп 2011, 16:42:58 »
"Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.1, с.415).

В контексте, эта фраза звучит так: «Религия это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях».
Мерзавец, но способен на большее.

Svirelka

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 19
  • Reputation Power: 0
  • Svirelka has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #56 : 16 РЯаХЫп 2011, 19:57:37 »
    
    для жаждущего Карлито ;)) ???  
 






 
Запах и реальность
Учитель Бахауддин сидел однажды после ужина в окружении вновь прибывших, молодых и стариков, каждый из которых желал учиться у него. И вот когда наконец настала тишина, Мастер разрешил задавать вопросы.

— Что вызывает наибольшие трудности в обучении Пути? — спросили его.

— Люди руководствуются поверхностными вещами. Их привлекают проповеди, рассказы, слухи, — то, что будоражит их, как пчёл привлекает запах цветка.

— Но как иначе пчеле найти цветок, если не по запаху? И как человеку познать истину, как не по рассказам о ней?

Мастер отвечал:

— Человек приближается к мудрости, полагаясь на слухи, рассказы, проповеди, книги, чувства. Однако, приблизившись, он начинает требовать больше и больше того же самого, но не того, что может дать мудрость. Пчёлы находят цветок по запаху, но, найдя его, они не требуют больше и больше запаха, они припадают к нектару, который должны собирать. Это эквивалент реальной мудрости, все рассказы и представления о которой, — это её запах. Среди людей очень мало «настоящих пчёл». Тогда как все пчёлы являются пчёлами в том смысле, что они способны собирать нектар, не все люди — люди в смысле исполнения и восприятия того, для чего они были созданы.

Затем Мастер сказал:

— Пусть те, кто пришёл сюда, в Каср-аль-Арифин из-за того, что он что-то прочёл, встанут.

Многие встали.

— Теперь те, кто пришёл сюда, потому что он что-то слышал о нас.

Встало ещё несколько человек.

— Те, кто всё ещё сидят, — продолжал Учитель, — почувствовали наше присутствие и нашу особенность каким-то особенным, неуловимым образом. Среди тех, кто стоит, старых и молодых, много тех, кому необходимо, чтобы их чувства волновали их вновь и вновь, те, кто жаждут развлечения или жаждут покоя. Чтобы они поняли, что им нужно именно здесь, они должны ощутить потребность в знаниях, а не в развлечениях.

Затем он сказал:

— Здесь есть также те, кого привлекает к Учителю его слава и репутация, и они приезжают издалека, чтобы навестить его, и будут приезжать навестить его могилу после того, как он умрёт, всё из тех же побуждений. Пока их стремления не будут переплавлены, как в алхимической реторте, они не отыщут истины. И наконец, здесь наверняка есть те, кто приехал к Учителю не потому, что он величайший из живых наставников, и не потому, что они хотят навестить его могилу, но потому, что они ощущают истинную природу Учителя. Когда-нибудь все овладеют этим даром.

Мастер узора продолжал:

— Однако в нашем случае дело целых поколений людей должно быть сделано одним человеком. Чтобы стать Моисеем, вам придётся превзойти своего фараона. Человек, которого привлекает репутация его Учителя, должен измениться, стать другим. Он должен стать тем, кто остаётся вблизи Учителя потому, что он чувствует его истинную природу. В этом — смысл его Работы перед тем, как он сможет учиться. До тех пор, пока он не понял этого, он скорее дервиш, чем суфий. Дервиш жаждет, суфий — воспринимает.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #55 : 16 РЯаХЫп 2011, 17:33:21 »
Вы же не будете отрицать , что не все в книгах описано?имеется ввиду в книгах только Шаха, но не в других        -Вот именно-в книгах Шаха "техники" Особенно не описаны.Да и говорилось о "похожести" "техник",а они все в чём то похожи,что естественно.                                                               если убрать описание трипов, то что останется ? супер-концепция, продвинувшая человечество ?
      Останутся наблюдения антрополога и самонаблюдения неофита-ученика,психологически часто точные и остроумные,поле для наблюдений за его "последователями"...А инсталяцией ,в своё время, считал именно творчество-т.е.книги,как бы то не было,а многих психонавтов они увлекли как раз туда,куда и требовалось - в пустую болтовню и трипологию.Мне кажется от бедного Карлито слишком многого требуют одни и слишком много хотят другие.Пусть себе.
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

DeepDiver

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 333
  • Reputation Power: 0
  • DeepDiver has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #54 : 16 РЯаХЫп 2011, 16:17:10 »
  Так если "не описывал" - откуда известно,что методы "немного шире" и т.д.? :)
Известно из личного опыта общения с учениками Шаха.Вы же не будете отрицать , что не все в книгах описано? имеется ввиду в книгах только Шаха, но не в других :).


Цитировать
-Высказывание столь же аккуратное,как и :                       "Кастанеда описывает просто использование психотропных веществ. :o :o :o :o
ок , если убрать описание трипов, то что останется ? супер-концепция, продвинувшая человечество ? 

 
 
Цитировать
считал творчество Кастанеды - суфийской инсталяцией для отвлечения любителей мистики и пр. экзотоманов.
Тут есть немного неоправданного усложнения .Хотя если даже такие топорные новоделы с торчащими белыми нитками типа Анастасии-Мегре(в девичестве Пузаков:) ) находят множество  приверженцев, то что говорить об одном из самых успешных шизотерических проектов  ?
Сделано добротно, умно и конечно допускает и выдерживает многие интерпретации .

Считать же творчество Кастанеды суфийской инсталяцией считаю ровно на столько же уместно , как спорить о подъемной силе ковра-самолета из наших локал-мемов :). или о том , что некоторые персонажи с более "сильной" печатью используют один ковер , когда как просто начинающим требуется стопка из 2-3 ковров для увеличения подъемной силы :) .   

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #53 : 16 РЯаХЫп 2011, 15:45:12 »
carbon-black   -  цитата   
Re: Идрис Шах
« Ответ #47 : Вчера в 17:02:46 »
   ПроцитироватьЦитировать
Продолжая чтение "Учиться как учиться...", у меня вдруг возникла мысль, что методы обучения в  суфийских группах и сообществах, описанные И. Шахом, очень уж схожи с методами магов К. Кастанеды. Мило.
                        Действительно похоже,нмв,одно время даже считал творчество Кастанеды - суфийской инсталяцией для отвлечения любителей мистики и пр. экзотоманов.У него вообще очень много интересного сказано меж немногочисленных "психотропных описаний".DeepDiver
Цитата
Шах не описывал все методы в тех действах , которые он называет "суфийскими группами и сообществами" .Методы Шаха немного шире и измененные состояния сознания достигаются за счет довольно нехитрых пси-манипуляций( которые еще и растягивают на годы, но это уже тайминг )
    Так если "не описывал" - откуда известно,что методы "немного шире" и т.д.? :) -Высказывание столь же аккуратное,как и :                       "Кастанеда описывает просто использование психотропных веществ. :o :o :o :o
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

carbon-black

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 93
  • Reputation Power: 1
  • carbon-black has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #52 : 15 РЯаХЫп 2011, 23:22:32 »
Я, наверное, неверно сформулировала мысль. Говоря о К.Каст. я вообще не имела в виду "вещества", я говорила о методах.
Скорее речь шла о выборе учеников, взаимодействии внутри группы и подходу к обучению.
Хе-хе... Я не могу сравнивать ни того, ни другого...
« Последнее редактирование: 15 РЯаХЫп 2011, 23:29:27 от carbon-black »

DeepDiver

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 333
  • Reputation Power: 0
  • DeepDiver has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #51 : 15 РЯаХЫп 2011, 22:46:07 »
Обратите внимание: опиум народа, а не для народа. То есть обезболивающее средство.

анестетиком опиум становиться в руках квалифицированного врача.
опиум народа , но не для народа :)?
скорее и народа, и для народа. целей это не особо меняет.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Идрис Шах
« Ответ #50 : 15 РЯаХЫп 2011, 22:30:55 »

При некотором взгляде можно вспомнить крылатое выражение Ленина : "Религия - опиум для народа" .

Выражение, возникшее на основе высказываний К.Маркса, который во введении "К критике гегелевской философии права" писал: "Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.1, с.415). Источник

Обратите внимание: опиум народа, а не для народа. То есть обезболивающее средство.

Подробно об этом здесь.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

DeepDiver

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 333
  • Reputation Power: 0
  • DeepDiver has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Идрис Шах
« Ответ #49 : 15 РЯаХЫп 2011, 22:05:13 »
Продолжая чтение "Учиться как учиться...", у меня вдруг возникла мысль, что методы обучения в  суфийских группах и сообществах, описанные И. Шахом, очень уж схожи с методами магов К. Кастанеды. Мило.
Шах не описывал все методы в тех действах , которые он называет "суфийскими группами и сообществами" .Методы Шаха немного шире и измененные состояния сознания достигаются за счет довольно нехитрых пси-манипуляций( которые еще и растягивают на годы, но это уже тайминг ) , а вот Кастанеда описывает просто использование психотропных веществ.

При некотором взгляде можно вспомнить крылатое выражение Ленина : "Религия - опиум для народа" . И узреть в этом сходство методов.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100