В новой книге утверждается, что игра может быть основным способом, который природа открыла для развития нашего мозга.
Как раз вчера прочла другое мнение: Британские ученые: Британские ученые: Эффективность интеллектуальных игр для мозга равна нулю. http://korrespondent.net/tech/science/1068930
что показалось мне довольно таки странным
Я не вижу никаких противоречий между точкой зрения Мелвина Коннера и результатами исследований, проведенных Эйдрианом Оуэном.
Коннер утверждает, что игровая деятельность детей способствует развитию мозга. Само стремление к игровой деятельности у детей инстинктивно; и если обратить внимание на физиологические особенности воспроизводства потомства у людей, то это объясняет многое. Дело в том, что в отличие от других млекопитающих, беременность у людей заканчивается родами до того, как мозг ребенка сформировался в достаточной степени. Детеныши других млекопитающих с первых часов способны самостоятельно передвигаться, способны находить дорогу к пище по запаху; а через весьма короткое время детеныши уже способны жить самостоятельно. Ребенок не способен ползать (и как правило - даже держать голову), все что он может - это сигнализировать о неудовлетворенных потребностях криком. К самостоятельной жизни через пару месяцев или даже лет он не способен. Это происходит потому, что развитие человеческого мозга продолжается в течение большого времени после рождения; если бы люди рождались с достаточно развитым мозгом, их головы не могли бы пройти через узкие родовые пути женщин (и это при том, что мягкие кости черепа и их строение позволяют ребенку выдержать процесс родов).
Вообще-то животные - например, коты и собаки - тоже играют, отрабатывая навыки и исследуя мир; но у людей игры помогают усвоить намного большее количество навыков и развить множество способностей.
То есть игра может оказывать существенное влияние на сам процесс развития мозга, так как происходит во время этого развития и его стимулирует. Даже социализация и самоидентификация у человека осуществляются вначале через игровой опыт - стоит только вспомнить те же игры в "дочки-матери" или "разбойники".
В исследовании Оуэна речь идет о коммерческих продуктах, которые рекламируются как "игры для развития мозга" (brain training games), можно посмотреть
репортаж BBC. Ссылки я давать не буду, так как это будет черный пиар :-), но увидеть образцы можно без труда через поиск в интернете:
здесь и
здесь, например. К сожалению, продавцы всевозможных игр, упражнений и методик не приводят никаких научных подтверждений эффективности своих разработок, хотя некоторые из продавцов берут на себя смелость обещать многое.
Тем не менее можно предположить, что если я буду постоянно собирать паззлы, то я хорошо научусь именно собиранию паззлов; но умения составлять фрагменты реальности в одно целое и выявлять причинно-следственные связи у меня от сборки паззлов не прибавится. Для развития такого умения нужно не механическое складывание кусочков бумаги, а нечто совсем другое - даже если это просто игра.