Ката, или Форма
Термин ката обозначает формализованные, нормативные движения или жесты, составляющие собственно технический арсенал той или иной школы. В этом смысле термин ката имеет очень широкое употребление в Японии, обозначая репертуар типовых образцов в самых разных искусствах, от театральных представлений до чайной церемонии и искусства составления цветочных композиций. Эти формы складываются в устойчивые комплексы, заключающие в себя, как считается, ту неизъяснимую полноту опыта, которая и составляет подлинный канон любого искусства. Они не имеют прототипов среди естественных жестов и движений, так что овладение ими требует особой выучки и развивает в ученике те необычные способности - поразительную скорость и ловкость, умение предвидеть действия противника и т.п., - которые нередко считаются <секретом> больших мастеров. В каратэ существует около сорока таких комплексов, каждый из которых включает в себя два-три десятка движений-жестов.
Надо сказать, что полнота канона, хранимая комплексами ката, не может быть сведена к набору тех или иных правил или <объективных истин>. Она, скорее, лишь интуитивно угадывается мастером и открыта для все новых интерпретаций. Можно сказать, что смысл ката даже предназначен для забвения - какой простор для всяческих недоговоренностей, экивоков и просто мистификаций! Здесь кроется причина необычного разнообразия ката и постоянного возникновения в русле традиции кулачного искусства все новых школ и стилей, вплоть до того, что сама школа часто оказывается не более чем предварительным условием для реализации опыта (всегда <полноты опыта>), предположительно воплощенного во всей совокупности типовых жестов.
Но если смысл ката нельзя охватить логическими формулами и вообще какими бы то ни было представлениями, то в равной мере он не исчерпывается и чисто телесной практикой. Ката разумеется, - не набор произвольно установленных движений и не проекция умственных образов. Они являют собой транскрипцию определенного духовного состояния или, еще точнее, - внутренней преемственности воли, в которой и реализуется <истинный путь> воинского искусства. Вместе с тем ката представляет собой некую схему, сокращенную запись реального поединка. И их разучивают для того, чтобы приобрести навыки настоящей схватки.
Так что же такое ката: способ внутреннего совершенствования или наиболее эффективные приемы поединка с противником? Очевидно, и то, и другое. Ответить же на вопрос, каким образом эти столь разные свойства человеческой практики могут уживаться в одной системе упражнений. Нельзя, не обращаясь к более широкой проблеме символического действия - знакомой нам на примере Китая. Речь об этом пойдет ниже.* Пока же отметим. Что сам термин ката (кит. син) не употребляется в старой китайской литературе о боевых искусствах, во всяком случае для обозначения нормативных фигур в боевой технике. Китайцы пользовались термином ши, то есть <поле силы>, или цзя - <построение>, <конструкция>, то есть китайская лексика ориентирована не на предметный, а на структурный анализ опыта.
Таким образом, понятие ката как фокуса технического арсенала искусства - изобретение чисто японское, сообщающее нечто важное об особенностях миропонимания японцев.
Японский путь воина: истоки и исход. В.В. Малявин . <Боевые искусства: Китай. Япония.>
_______________
* Данная глава <Ката, или Форма> в источнике идет перед главами <Кимэ, или Решимость>, <Мааи, или Совместное Пространство>, <Хёси, или Ритм> и <Ёми, или Прочитывание>.
Сделанные мною здесь выделения имеют смысл в ключе планируемого мною здесь в форуме сообщения на тему <Традиция, человек традиции и Мастер - носитель Традиции>. В настоящий момент эта тема пока зреет.