Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо...Какого бы уровня развития ни достиг человек и как бы он ни был значителен, несомненно, что были, есть или появятся те, кто более велик. То же относится и к незначительности. Впереди бесконечность и позади бесконечность. Поэтому не завидуй продвинувшимся по Пути и не принижай себя, не возвышай свою персону и не презирай других: все мы находимся точно посередине, всегда – в центре бесконечности.
Развитие и совершенствование часто понимаются одномерно: «вот достигнем мы совершенства когда-нибудь, и такая у нас жизнь начнется...». Как будто совершенство - это приз, который в конце жизни за особые заслуги получит наиболее отличившийся. Нехорошо, когда ради будущего благоденствия человек начинает ступать по головам, даже если среди голов – его собственная.
В определенном смысле каждый совершенен уже сейчас. Само осознание своего несовершенства и желание двигаться – признак совершенства. Способность видеть совершенство, а не только недостатки, в себе и в других – мощный стимул для развития. Парафразируя известное суфийское изречение «Кто не увидел лица Возлюбленной сегодня, не увидит его и завтра», можно сказать: кто не ощущает совершенства сегодня, не обретет его и завтра.
По сравнению с другими людьми или с собой, каким я был в прошлом году (то есть в «мелком масштабе»), я, возможно, изменился к лучшему. Но в большем масштабе, или в другом измерении, – все уже совершенно, и я никуда не передвинулся из точки «посередине бесконечностей».
Можно проиллюстрировать сказанное словами Монтеня:
"Есть люди, старающиеся выйти за пределы своего существа и ускользнуть от своей человеческой природы. Какое безумие: вместо того, чтобы обратиться в ангелов, они превращаются в зверей, вместо того, чтобы возвыситься, они принижают себя. <...>
Действительно, уменье достойно проявить себя в своей природной сущности есть признак совершенства и качество почти божественное. Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны. Незачем нам вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду". (Монтень. Опыты.3. Москва. Голос. 1992. Стр. 389, 390)
* * *
...в их [мудрецов]присутствии мы действительно чувствуем себя человечно и естественно и готовы воскликнуть вместе с Гете: "Какая роскошная, драгоценная вещь - живое! Как приноровлено оно к своему состоянию, как истинно, как реально!"
Фридрих Ницше.
Несвоевременные размышления: "Шопенгауэр как воспитатель"