вместо эпиграфа К.Поппер "Свободное общество"
Разве нет в его программе черт или элементов не тоталитаристских, не основанных на историцизме? А как же присущее Платону страстное желание блага и красоты? А как же его любовь к мудрости и истине? Разве он не требовал, чтобы правили мудрецы, философы? Разве он не надеялся наделить граждан своего государства добродетелью и сделать их счастливыми? И разве он не требовал, чтобы государство основывалось на справедливости? Даже те, кто критикует Платона, верят, что его политическое учение» чем-то напоминающее современный тоталитаризм, явно отличается от него по своим целям: ведь Платон стремился к счастью граждан и к власти справедливости. Например, Р. Кроссман, критическая установка которого видна в замечании о том, что «философия Платона — наиболее яростная и основательная из всех известных в истории нападок на либеральные идеи», по-видимому, все еще верит, что план Платона состоял в «построении совершенного государства, каждый гражданин которого был бы действительно счастлив». Другой пример — это Ч. Джоуд, который довольно глубоко анализирует сходство платоновской программы и фашизма, однако при этом утверждает, что между ними имеются и фундаментальные отличия: ведь в платоновском наилучшем государстве «обычный человек... достигает того счастья, которое соответствует его природе», а, кроме того, это государство построено на идеях «абсолютного блага и абсолютной справедливости».
Несмотря на подобные доводы, я считаю, что в нравственном отношении политическая программа Платона не выходит за рамки тоталитаризма и в своей основе тождественна ему. Я полагаю, что возражения против этой точки зрения основаны на старой и прочно укоренившейся тенденции идеализации Платона. " Лекция доктора биологических наук, старшего научного сотрудника Лаборатории высших беспозвоночных Института палеонтологии РАН, создателя и автора проекта «Проблемы эволюции» Александра Маркова)"Эволюционные корни добра и зла:бактерии,муравьи,человек"
http://www.polit.ru/lectures/2010/06/18/markov.html Потрясающее зрелище,от названия,самой лекции,обсуждения,приходишь в восторг,как от блестящего психологического эксперимента,который,нмв,показал как состояние "подопытных",так и "наблюдателей".Масстерская полит.ру-ковская провокация(в хорошем смысле)!д-р Марков вообще интересен,как тип искреннего ученого,в силу чего,как мне показалось,возможно,не понимает некоторых вещей.Видимо,большей частью находясь по одну сторону лабораторного стола,приобрёл некоторые стереотипы.Считая,что раз все мы принадлежим к хомо сапиенс,то все практически одинаковы,даже все наверняка сапиенс.В итоге лекция,прошедшая бы на ура на первом курсе биофака,во время обсуждения показала другой результат.Нам про Фому,а мы - про Ерёму,хотя,может это и была цель...
"Как часто вся наша философия представляется мне Вавилонской башней! Философия приводит к печальным результатам: она только смущает народную мысль; надо ожидать великих событий в тот день, когда толпа поймет, что все христианство не имеет под собой никакой почвы. Существование Бога, бессмертие души, авторитет Библии, откровение – останутся вечными загадками. Я пытался отрицать все, но, увы! как легко разрушать и как трудно созидать!”
Какая прекрасная душа открывается нам в этой странице!http://nietzsche.ru/biograf/litera/galevi-nietzsche/