Совершенный мастерОдин человек решил отправиться на поиски совершенного мастера.
Он перечел много книг, встречался с мудрыми, внимал словам, обсуждал и практиковал, но сомнения и неуверенность не оставляли его.
Так прошло двадцать лет, и вот он встретил человека, каждое слово и действие которого отвечали его представлениям о полностью реализованном человеке.
Странник не стал терять времени.
-- Вы, по моим представлениям, -- совершенный мастер. Если это так, то мое странствие окончено, -- сказал он.
-- Действительно, меня так называют, -- сказал мастер.
-- Тогда молю вас принять меня в ученики.
-- На это я не способен, -- промолвил мастер. -- Тебе нужен совершенный мастер, а ему -- совершенный ученик.
Отсюда (Архив форума)
* * *
"Должен ли наставник быть совершенным?"
Я думаю, что невозможно быть совершенным во всех отношениях. Учитель, прежде всего, должен обладать качествами, которые необходимы его ученикам. В то же время, у него должно быть некое трудно определимое свойство, которое я ассоциирую с совершенством. Например, музыканту не обязательно уметь играть на всех инструментах, но желательно, чтобы у него был абсолютный слух. Я имею в виду способность наставника, так сказать, слышать Абсолют.
"Может ли учитель ошибаться?"
Конечно, может. Но что из этого следует - вот настоящий вопрос.
Представим себе, что ваш родной язык - русский. У вас появляется ученик, для которого родной язык - другой. Как-то в разговоре с ним вы делаете ударение, скажем, в слове мизерный не на втором слоге, как положено, а на первом. Он заглядывает в словарь и видит, что правильно - на втором. В голове ученика начинают роиться мысли - а вдруг у меня "ложный учитель", может русский - не родной ему и т.д.
Но с точки зрения практического обучения вашего скромного знания может быть вполне достаточно, поскольку ученик этот не знает элементарных вещей, ему не время беспокоиться об ударении в слове "мизерный". Может, профессор русского языка и не захочет такого ученика, поскольку очень занят, либо у ученика нет средств для оплаты уроков - или даже нет способностей понять профессора.
Отсюда