Название: ум
Краткое определение: способность человека иметь интеллект, мыслить.
Частный ум и всеобщий ум"В суфийской терминологии упоминаются две разновидности ума: частный ум (акл-и джоз'и) и всеобщий ум (акл-и колли). Частный, или приобретаемый, ум используется в повседневном опыте и он извлекает пользу из того, что человек узнает о своем материальном окружении. При необходимости человек пользуется им как инструментом, предохраняющим от внешних опасностей, и для господства над природой. В то же время частный ум - это узда, которая может подчинить и контролировать "повелевающую душу", когда она становится необузданной и ведёт себя недостойно. Этот ум присматривает за "повелевающей душой", держа ее в рамках социальных обычаев и норм, а также законов и принципов экзотерической религии, но он не способен повести её к Истине; ожидать от него столь возвышенного целеполагания было бы явной нелепостью.
Руми говорит об этом уме: "Приобретаемый ум подобен арыку, подведенному к дому снаружи: если поток запрудить, то вода не течёт. Ищите источник в себе". В другом месте он утверждает: "Представления и убеждения - отрава частного рассудка, поскольку он обитает во тьме". И еще: "Частный ум не способен к созиданию, он лишь собиратель знаний и нуждается [в обучении]".
Сердце, очищенное от ржавчины множественности, отражает Истину как она есть. Того, кто достиг подобного состоянии, называют "Совершенным Человеком", а источник его знания, или постижения, который свободен от заблуждений, ошибок, самолюбования и выискивания выгоды, называют всеобщим умом или "сознанием сердца". Человек, обладающий таким умом, сам может быть назван "всеобщим умом". Руми говорит: "Всеобщий ум и всеобщая душа и есть человек Бога. Не воображайте, что Трон и Пьедестал отделены от него. Поскольку его чистая сущность есть проявление Бога, взыскуйте Бога в нём и более ни в ком".
Именно в этом состоянии совершенный человек, обретя всеобщий ум, отрицает всё, кроме Бога, и посредством любви исповедует только Его. Как говорит Шах Ниматулла Вали: "Ум отрицает всё, кроме Бога, с тем, чтобы Любовь могла исповедовать Его".
Дж. Нурбахш. "Суфизм и психоанализ"
http://www.nimatullahi.sufism.ru/psihoanaliz.htmКлючевые слова: суфизм, мистицизм, суфий, дервиш, духовные практики
Другие традиции:Дуглас Хардинг. "Жизнь без головы: Дзен и переоткрытие очевидного"
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20010116170525490Дуглас Хардинг. "Жизнь без головы" (ч. 2)
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20010116171012695Обсуждения по теме:http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=66&t=66http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=510&t=89http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=10241&t=10241http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=13000&t=13000 http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=372.0&postdays=0&postorder=asc&start=0