В продолжение первого поста:
У внимания можно выделить два фундаментальных свойства: вовлечённость и сосредоточенность. Эти свойства независимы. То есть, внимание может быть:
- вовлечённым и несосредоточенным
- невовлечённым и несосредоточенным
- вовлечённым и сосредоточенным
- невовлечённым и сосредоточенным.
Невовлечённость это, можно сказать, степень присутствия специфических дхарм не-вовлечённости, бодрствования, восприятия самого факта наличия восприятия.
Сосредоточенность - это степень исключённости из поля внимания всех посторонних объектов.
Процесс созерцания заключается в приведении внимания в предельно невовлечённое и предельно сосредоточенное состояние. При этом в конечном итоге, из поля внимания исключаются все объекты вообще, и сосредоточение переводится на сам процесс восприятия, то есть на само бодрствование как таковое. Поэтому можно сказать, что это - предельное бодрствование, проникновение внимания в саму ткань восприятия и за неё, в её источник, в конечном итоге.
Зикр позволяет взрастить и полную сосредоточенность, до САМОзабвения, и полную бодрственность. В своём предельном виде, бодрственность и концентрация начинают внешне напоминать предельную же вовлечённость.