Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Кто склонен к экстатическим состояниям?  (Прочитано 3405 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Кто склонен к экстатическим состояниям?
« Ответ #7 : 01 РЯаХЫп 2011, 10:28:32 »
 Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса   http://www.altstates.net/anthropologyasc/freska-ritualtrance-1989           Итак,ещё один Ответ-кто(более?) склонен к экстатическим состояниям?-Хотя указанная ст и оказалась одним из вариантов истории"слон в темноте" и многое говорит о проблемах научного исследования ИСС,всё же свой вариант ответа имеется,и довольно интересный.Рассматривая практически всю психическую деятельность,как результат,в основном, действия эндогенных опиатов,проявившийся и развившийся в перинатальный период учёные переходят и к проблемам обучения,инкультурации,возникновения веры, и переживанием "разделённости с Объектом веры,взаимообусловленности   когнитивной   и   эн­докринной   сфер.   :                  Самое   ясное   доказательство   участия   эндогенных   опиа­тов   в   социальном   поведении   коренится   в   образцах   эмоцио­нальных   реакций   большинства   младенцев,   когда   их   отделя­ют   от   матерей.   Младенцы   показывают   отдсказуемую   сово­купность   стереотипов   поведения   в   течение   разделения...               ...Подход   Панксеппа,   Германа,   Вилберга,   Бишопа   и   Дис-кинази   (Panksepp,   Herman,   Bishop,   Vilberg,   Deeskinazi,   1980)   к   этой   проблеме   подчеркивает   аналогию   симптомов   (социального)   разделения   и   двухфазного   синдрома   дистресса   лишения   наркотиков   (слезотечение,   раздражительность,   беспокойство   и   начальная   стадия   вегатативных   нарушений,   сопровождающаяся   вялостью,   бессонницей   и   анорексией).   Согласно   этим   авторам,   дистресс   лишения   —   будь   то   опиатный   или   социальный,   —   проявляется   физиологически   по­средством   общих   реактивных   систем.   Степень   аналогичнос­ти   симптомов   между   двумя   процессами   предполагает,   что   они   оба   могут   являться   результатом   одного   и   того   же   нейро-биологического   субстрата.Рассмотрение   сходной   динамики   опиатной   зависимости   и   вовлеченности   в   социальное   взаи-модействие3   (оба   характеризуются   сильной   зависимостью   и   интенсифицируются   наказанием)   показывает,   что   опиатные   системы   мозга   —   наиболее   подходящий   объект   для   осуще­ствления   нейрохимического   опосредования   социальных   уз.   Для   эволюционного   подхода   не   будет   неожиданностью,   что   более   сложный   поведенческий   процесс   (такой   как   «соци­альная   привязанность»,   чье   главное   преимущество   —   уве­личение   выживания)   должен   был   явиться   результатом   эле­ментарных   структур   мозга   (которые   содействуют   функции   совместимости),   в   нашем   случае   —   результатом   опиатной   системы,   опосредующей   защитные   механизмы.Эти   выводы   предполагают   понимание   того,   что   действие   эндогенных   опиатов   должно   быть   включено   в   первичное   со­циальное   взаимодействие.   Эта   идея   была   проверена   в   экспе­риментах   на   детенышах   животных:   агонисты   опиатов   умень­шали,   в   то   время   как   антагонисты   опиатов   избирательно   уве­личивали   сигналы   дистресса,   вызванного   социальной   депри-вацией   так   же,   как   и   другими   социальными   поводами   (Fabre-Nys,   Meller,   Keverne,   1982;   Newby-Schmidt,   Norton,   1981;   Panksepp,   Herman,   Conner,   Bishop,   Scott,   1978).   Множество   дальнейших   подтверждений   очевидности   влияния   опиатов   на   социальные   процессы   было   представлено   другими   лабора­ториями:   было   показано   воздействие   морфия   на   социальную   близость   (Plousky,   Freeman,   1982)   и   игру   (Beatty,   Costello,   1982) обнаружено,   что   nalxone   разрушает   обучающее   пове­дение   у   рыб   (Kavaliers,   1981);(налоксон -опиатный антагонист)  выделено мной.          ...Хофер   сделал   вывод,   что   независимая   саморегуляция   может   быть   ограничена   даже   в   зрелости,   и   гомеостатичес-кие   регулирующие   механизмы   остаются   под   контролем   ок­ружающей   среды,   по   крайней   мере   в   определенной   степени.   Социальные   взаимодействия   с   «важными   другими»   могут   продолжать   играть   существенную   роль   в   ежедневной   регу­ляции   биологических   систем   в   течение   всей   жизни   и,   по   крайней   мере   у   приматов,   они   помогают   установить   внут­ренние   часы.   Другими   словами,   биологические   ритмы   на­ходятся   под   грузом   социального   (Hofer,   1984).   Было   уста­новлено,   что   качества   лидеров   биологических   сообществ   находятся   под   влиянием   опиатных   пептидов,   и   это   взаимо­действие   было   показано   на   примере   грызунов   (Meck,   Church,   1984).   Появляется   идея,   что   действительно   один,   видимо   главный,   компонент   привязанности   —   есть   содействие   пси­хологической   синхронности,   между   взаимодействующими   в   ней   организмами,   и   такая   синхронность   между   ритмами   участвующих   особей   существенна   для   совместного   функци­онирования   этих   индивидов   (Reite,   Capitanio,   1985).   Также,   несмотря   на   то,   что   эта   синхронизация   более   явственна   во   взаимодействиях   мать—младенец,   очевидно,   что   она   сохра­няется   на   протяжении   всей   жизни   (Field,   1985)....                                                                                       ......Человеческие   отношения   первоначально   управлялись   на   сенсомоторном   уровне,   но   в   течение   онтогенеза   роль   внут­ренних   представлений   становится   выдающейся,   и   симво­лические   знаки   или   ментальные   образы   могут   занять   место   «реальных»   людей.   Таким   образом,   кажется   возможным,   что   регулирующее   влияние   важных   социальных   отноше­ний   на   биологические   системы   может   быть   преобразовано   не   только   сенсомоторным   и   временными   образцами   действи­тельных   трансакций,   но   также   через   внутреннее   пережива­ние   этих   отношений,   как   это   выполняется   в   памяти   с   вов­леченными   в   нее   предметами...                     Заключение,   которое   может   быть   выведено   из   идеи   Панксеппа   (Panksepp   et   al.,   1980)   и   ряда   открытий,   состоит   в   том,   что   социальная   (прежде   всего   материнская)   индук­ция   эндогенной   опиатной   активности   служит   базисом   для   переживания   доверия,   корни   которого   лежат   в   предчув­ствии   социального   вознаграждения.   Этот   ранний   опыт   фор­мирует   представление   на   когнитивном   уровне   и   играет   фун­даментальную   роль   в   мировоззрении   субъекта.   Ранние   (и   таким   образом   более   опосредованные)   позитивные   соци­альные   опыты   устанавливают   идентификацию   и,   в   соответ­ствующем   культурном   окружении,   определяют   религиоз­ные   верования   как   веру   в   интернализованное   всемогуще­ство   и   покровительство   Другого....                                                    ...Подводя   итог   сказанному,   можно   предположить,   что   социальные   значения   и   активизация   эндогенной   опиатной   системы   становятся   взаимообусловленными   в   течение   ран­него   онтогенеза   так,   что   впоследствии   в   жизни,   когда   бы   опиатная   система   не   активизировалась   стрессом   и   болью, социальные   значения   могут   проявляться   вместе   с   парадок­сально   происходящими   состояниями   эйфории   и,   наоборот,   опиатноопосредованное   эйфорическое   состояние,   подобное   трансу,   увеличивается   социальной   аффилиацией   (Kulcsar,   Frecska,   Varga,   1987).   Необходимость   и   возможность   иден­тификации   тесно   сплетены   на   психобиологическом   уров­не:   регрессия   содействует   эндогенному   опиатному   вмеша­тельству,   в   то   время   как   эндогенные   опиаты   обусловли­вают   аффилиацию   и   помогают   деперсонализации   посред­ством   потери   границ   эго...                                                                                           ...Доу   рассматривает   эмоции   как   обобщенное   связующее   звено   между   психической   сферой   и   соматической   системой.   Посредством   эмоций   символы   взаимодействия   могут   поро­дить   излечивающий   эффект.   Доу   определенно   утверждает,   что   социальная   среда   действует   переносом   символов   не   толь­ко   на   мышление,   но   и   на   биологическую   систему   пациента.   Это   его   утверждение   может   быть   объяснено   «опиатным»   способом   социальных   связей   и   его   обусловленностью   когни­тивными   структурами.   Например,   благодаря   сильному   ук­репляющему   воздействию   опиатного   выброса   в   трансе   во   время   церемонии   инициации,   культурно   детерминирован­ные   символы   («transactional-символы»)   приобретают   свою   эмоциональную   ценность;   устанавливается   «мифический   мир»   и   возникает   взаимообусловленность   когнитивной   и   эн­докринной   сфер.     ...Похоже,   что   ниже   и   символического   уровня   идентифи­кации,   и   психофизиологического   уровня   сенсомоторной   сти­муляции   лежит   сущностный   биологический   уровень   соци­альных   контактов.

Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Кто склонен к экстатическим состояниям?
« Ответ #6 : 29 ЬРавР 2011, 19:48:31 »
Статья впечатляет радостно.Несмотря даже на перлы научной тайнописи,выполнена почти на грани . - "..ритм музыкального сопровождения и танца воспроизводил биокосмический природный ритм...."  "...Архаик, обладавший связью с палеосинкретическим всеединством, несомненно, переживал его непосредственно и конкретно. Но даже, казалось бы, "безразмерная" мифологическая образность была слишком узка, чтобы стать формой рефлексии этой связи, пронизывающей все естествo...здесь мы находим подтверждение императивного стремления архаического человека вернуться в поток всеобщей эмпатической связи, которая уже начала разрываться или, по крайней мере, создавать критические узлы и точки напряжения на завершающих этапах антропогенеза и были эксплицированы и закреплены в эпоху неолита в форме утверждения левополушарного мышления;...интерпретация перехода от шаманского экстаза к экстазу оргиастическому находит подтверждение в наблюдениях, сделанных Э. Бургиньон — известной исследовательницей культурно институализированных измененных состояний сознания в современных традиционных обществах. Она усматривает существенную разницу между шаманским трансом, или "трансом видений", распространенным преимущественно среди мужского населения обществ собирателей, охотников и рыболовов, и "трансом одержимости", характерным преимущественно для женского населения раннеземледельческих обществ и связанным с воплощением в человеке другой, более сильной личности (духа или бога) за счет утраты своего "я". По мнению Э. Бургиньон, "чем больше сложность общества и чем выше уровень хозяйства, обеспечивающего жизнедеятельность, тем больше вероятность, что в данном обществе наиболее распространенным будет транс одержимости)...яркий пример — распространение в Греции и Риме экстатических культов из Фракии, Фригии и Восточного Средиземноморья — регионов, заметно отстававших в развитии от соседних "высоких цивилизаций"... неистовое и, казалось бы, антикультурное дионисийство уже обнаружило свой богатый культурный потенциал, дав основу трагедии, дифирамбу и сатировской драме...экстатически-оргиастические культы и ритуалы, с одной стороны, были отчасти взяты под контроль государства, с другой — им противостояли новые, более утонченные представления об экстазе как способе приобщения к сфере божественного.им противостояли новые, более утонченные представления об экстазе как способе приобщения к сфере божественного. Однако все это отнюдь не отменяло их существования. Архаическое начало заявляло о себе весьма активно и отчетливо выражало свой амбивалетный — отрицающий культуру и культурообразующий — характер...Согласно М. Элиаде, характерной чертой мистериальных религий было совмещение в них новых, более утонченных, "спиритуальных" представлений и архаических ритуалов. Архаические, уже несовместимые с нормами цивилизованности, действия, не были, судя по всему, просто пережитками
прошлого: будучи существенно переосмысленными, в эпоху Осевого времени они продолжали выполнять важную роль, как и прежде, давая физическое ощущение божественного присутствия. Более того, учитывая особую смысловую и ценностную нагрузку образов страдающих богов, богов-мучеников, практика самоистязаний получала новый мощный импульс...в Индии, переживающей осевое время, сложилась в определенном смысле сходная ситуация. Накануне появления буддизма активизация разнообразных, конкурирующих друг с другом религиозно-философских школ и учений также сопровождалась вспышкой особого интереса к экстазу. Причем, несмотря на то, что — в отличие от греко-римского мира, в Индии уже давно, начиная с эпохи Вед, отрабатывались техники, которые базировались на достижении экстаза через полный контроль над телом и сознанием (йога, аскеза, медитация), популярностью пользовались и гораздо менее изощренные телесные, оргиастические практики...Осевое время несло логоцентрический переворот — единственно возможный ответ на кризис древней мифоритуалъной системы. Миф, теряющий свои универсально-интегративные функции, уступал место Логосу, с его презумпцией партиципации к "удаленным" умозрительным сакральным образам, метафизикой трансцендентного, поляризацией системообразующих оппозиций (добро—зло, должное—сущее, душа—тело, натуралистическое—спиритуалистическое и т.д.)..." Вот,здесь,как мне кажется кульминация(выд.моё)- -Верящее сердце в союзе с рассуждающим разумом стали жить в собственном мире и объявили о своем безраздельном главенстве и автономии от остального тела. В отношении последнего допускались лишь якобы неизбежные и несущественные компромиссы. В осевую эпоху логоцентрическая антителесность была на подъеме. И это специфическое качество логоцентрической культуры отчетливо проявилось в ее отношении к экстатическим ритуалам, в которых с наибольшей силой отражалась интенсивность палеосинкретических партипационных переживаний...По отношению к экстатическим ритуалам позиция была более жесткой. Их телесные дионисийские формы сменились статичны- ми: их участники превратились в пассивных зрителей (наиболее ярко эта особенность проявилась в христианском богослужении, в котором динамический элемент сведен к минимуму), а тело, с его естественным физическим откликом на импульсы всеобщей эмпатии, перестало выполнять функцию медиатора между материальным и метафизическим планами бытия — его место заняло этически рефлектирующее сознание. Можно сказать, что самоидентифицировавшаяся в Логосе Культура встала между ее субъектом и прафеноменом ради того, чтобы потерю в интенсивности партипационного переживания компенсировать количеством витальной энергии, поступающей в места ее аккумуляции от большего числа субъектов, а затем транслировать ее — уже избирательно, в выгодные для себя формы деятельности...  В состоянии экстаза, как и других ИСС, происходит гиперсинхронизация всех структур мозга. При этом активность коры снижается и начинают доминировать более древние подкорковые слои: лимбическая система — "эмоциональный мозг" и древний, или архаический мозг — "хранилище" процессуальной (доэмоциональной и досознательной) памяти, выводя наружу содержание бессознательного."
[/color  "...Существенно, однако, что любые формы ИСС всегда приходят не из вожделенного запредельного пространства...(???! :)).., а из опыта самой культуры. (Тут уместно заметить: психические воздействия опосредованы культурой, ибо сама человеческая психика от нее производив.(?) А это значит, что субъектом, практик ИСС может быть лишь человек, прошедший инкультурацию, т.е. необратимый процесс вписания в режим функционирования по принципу аксиологической дуализации как на ментальном, так и на психофизиологическом уровне." ( зн.-?-мои)                             То есть на  прямой вопрос- "кто склонен к экстатическим состояниям"-ответ может быть - все,кто ищет на время поднять забрало культуры,убрать на время "щиты"(поК.К.) и воспринять то,что могут воспринять именно они(о тех кто делает это не на время,не говорю).У кого,несмотря на всю аполлоническую,упорядочивающую деятельность, осталось "тело",как "медиатор"-" "..ритм музыкального сопровождения и танца воспроизводил биокосмический природный ритм...." http://ec-dejavu.ru/e/Ecstasy.html                                          (прошу изв. за пространные цитаты) P.S.Ещё интересно по этой теме :Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса   http://www.altstates.net/anthropologyasc/freska-ritualtrance-1989   
« Последнее редактирование: 29 ЬРавР 2011, 19:56:41 от iv2259 »
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Кто склонен к экстатическим состояниям?
« Ответ #5 : 29 ЬРавР 2011, 01:19:12 »

Примером такой группы людей, например, будут женщины в патриархальном обществе или таком обществе, где частично сохранились патриархальные традиции. Особенно явно это будет проявляться в исторически переходных ситуациях, где архаические механизмы "выпускания пара" уже отменены или плохо срабатывают, а индивидуация и возможность компенсировать давление методами самой культуры еще недостаточно проявлены.



Необычайно сильный всплеск экстатических ритуалов произошел в России, совпав по времени с эпохой секуляризации и вестернизации культуры. Начиная со второй половины XVII в., возник целый ряд сект (христоверы, или хлысты, в том числе плясуны и иннокентьевцы; скопцы, молокане-прыгуны, малеванцы, "Духовный союз", духоносцы, "Люди Божий"), в которых радения сопровождались пением, танцами или ритмическими движениями, в некоторых случаях — самоистязаниями.

(Выделено мной - wayter)

Отсюда
В этой статье много материала по теме ИСС (измененные состояния сознания), о дионисийстве и проч.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

картина

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1523
  • Reputation Power: 30
  • картина is working their way up.картина is working their way up.картина is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Кто склонен к экстатическим состояниям?
« Ответ #4 : 28 ЬРавР 2011, 13:19:24 »
 Фрейд объявил такого рода реакции(и даже религиозное чувство)-нарциссическими реакциями(т.е.-защитой путём ухода от реальности в фантазии),которым подвержены слабейшие перед давлением реальности.
Ой, интересно, я Фрейда плохо читала, а что у него еще есть, кроме "нарциссических реакций"? Я так поняла, что "защита путем ухода от реальности" это бэд, а что у него гуд??

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Кто склонен к экстатическим состояниям?
« Ответ #3 : 28 ЬРавР 2011, 07:20:41 »
   
 wayter  Цитировать

Кто в таком случае будет более склонен испытывать экстатические состояния? Помимо очевидного объяснения (вроде индивидуального темперамента и местных культурных особенностей, которые облекают чувства в те или иные формы),  можно предложить следующую гипотезу:

При прочих равных, к экстатическим переживаниям будут более склонны люди, живущие в культурно-репрессивных обществах, где возможность "выпустить пар" минимальна. В одном и том же обществе экстатические переживания будут более часто и / или интенсивно ощущать те, кто подвергается большим ограничениям.
 Фрейд объявил такого рода реакции(и даже религиозное чувство)-нарциссическими реакциями(т.е.-защитой путём ухода от реальности в фантазии),которым подвержены слабейшие перед давлением реальности.Иллюстрацией такой точки зрения служит движение хиппи - все составляющие налицо,тут и кризис пуританской морали,трагедия несправедливой войны с реальной опасностью для слабейшего и в тоже время не зашоренного ещё,"тонкокожего" слоя-молодёжи...Но мы все порой оказываемся в ситуации духовного кризиса,когда коаны жизни не разрешишь ни умом,ни знаниями.И всё же в опыте прошлого жития у всех есть опыт ИСС,подсознание это помнит,и неизбежно толкает к ним(ИСС)-если не помогает культурное(ограниченное)-логика,этот символ Человека,сдаваясь подсказывает-"оставь меня,иди к "старым богам".И они помогают.Одних уводят в сладкие фантазии(подтверждая Фрейда),другим указывают решения,освобождая,на время,от ограничений,полезных в обыденной жизни и мешающих в кризисе(«окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено» - Юнг).На самом деле мы постоянно "пользуемся" экстазами,стыдливо давая им благообразные имена - любовь,катарсис,единение,искусство,всё существование пропитано этими дарами...
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

sense

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • sense has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Кто склонен к экстатическим состояниям?
« Ответ #2 : 28 ЬРавР 2011, 01:54:14 »
Можно предположить, что в функции оргиастических религий, кроме выпускания пара, входили и образовательные, или развивающие составляющие, помогающие участникам, как раз, в индивидуации. Также, что , в настоящем, в результате ускорения научно-технического прогресса, "исторически переходная ситуация" стала перманентна. Т.о., методы самой культуры направленные на помощь в индивидуации, тоже должны (в идеале) постоянно меняться, подстраиваясь к новым условиям.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Кто склонен к экстатическим состояниям?
« Ответ #1 : 27 ЬРавР 2011, 23:22:42 »
В связи с темой о дионисийстве.

Допустим, что существование  оргиастической религии является своего рода "выпусканием пара", реакцией на репрессивную роль культуры, подавляющей наши природные склонности.

Кто в таком случае будет более склонен испытывать экстатические состояния? Помимо очевидного объяснения (вроде индивидуального темперамента и местных культурных особенностей, которые облекают чувства в те или иные формы),  можно предложить следующую гипотезу:

При прочих равных, к экстатическим переживаниям будут более склонны люди, живущие в культурно-репрессивных обществах, где возможность "выпустить пар" минимальна. В одном и том же обществе экстатические переживания будут более часто и / или интенсивно ощущать те, кто подвергается большим ограничениям.

Примером такой группы людей, например, будут женщины в патриархальном обществе или таком обществе, где частично сохранились патриархальные традиции. Особенно явно это будет проявляться в исторически переходных ситуациях, где архаические механизмы "выпускания пара" уже отменены или плохо срабатывают, а индивидуация и возможность компенсировать давление методами самой культуры еще недостаточно проявлены.

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100