А тут не надо мнений, тут просто первоисточники почитать надо, и увидим, что они, первоисточники, говорят нечто, несовпадающее с оным вульгарным мнением.
Начну с теории и подтвердю её несколькими цитатами. Дело в том, что в буддизме выделяют-таки дхармы индивидуального сознания, самскары. Да что там, уже сам факт того, что в буддизме признают наличие
скандх, составляющих личности, говорит уже в пользу того, что само по себе существование такого феномена в буддизме отнюдь не отрицают. Возражают там лишь против того, чтобы считать личность чем-то вечным и неизменным. Скорее в буддизме утверждают, что личность - это не объект, а процесс. Причем процесс этот по буддизму не прерывается со смертью, происходит лишь перегруппировка дхарм. Это раз.
Два - Вы, вероятно, не прочли цитату на первой странице этой ветки. В ней буддисты опровергают то самое вульгарное понимание буддизма. Повторю её:
Личность - это иллюзия! (далее это выражение опровергается - прим. plot)
Когда говорят подобные вещи, то имеют ввиду что нас не существует. Несомненно мы есть, однако наше эмпирическое представление о себе ошибочно.
Мы воспринимаем себя как некоего наблюдателя, находящегося в теле и управляющего им. Мы воспринимаем себя как "непрерывного" и "цельного", проходящего сквозь всю жизнь. Адекватно ли это восприятие реальному положению вещей?
Что же можно назвать "Я"? Если тело это "Я", то как быть с его постоянной изменчивостью, ведь в теле происходит постоянный "поток" вещества. Мы принимаем пищу, которая питает тело, превращается в аминокислоты. Из них организм синтезирует полезные вещества. При переработке они выходят через дыхание, через систему выделений, через отшелушивание мертыой кожи ну и наконец мы срезаем себе волосы и ногти. Мы снова пополняем огранизм новым веществом через пищу. Таким образом тело "текуче", оно состоит из того что мы едим и чем дышим.
Может быть мысли личность? Но они тоже появляются и исчезают. Может сознание? Но что тогда происходит с личностью когда мы спим?
"Я", личность можно сравнить с вышеупомянутым стулом. Стул - это лишь название для собранных определенным образом элементов, также и личность, "Я" лишь название для психических процессов.
Также, могу привести слова известного наставника Дзэн Шэнь Яна (из книги "Энциклопедия Дзэн" Вон Кью Кита):
Если в глубоком просветлении есть существование, то имеется ли там также и "я"? Если бы "я" не существовало, вы были бы не способны что-либо сделать. Если что и уничтожается, так это "эго", что означает существование исключительно ради самого себя. В действительности исчезает лишь привязанность к "я".
И наконец, слова самого Будды:
Я мысленным взором обозрел весь мир, и мне никогда не приходилось встречаться с чем-либо более дорогим любому человеку, чем его собственное "я". Поскольку каждому дорого своё "я", то пусть каждый, желая себе выгоды, не навредит другому.
Но в конечной реальности "я" или душа, - подобно всем другим феноменам, включая небеса, преисподнюю и физический мир, в котором мы живём, - всего лишь иллюзия*! Иными словами, когда "я" достигает просветления, оно осознаёт, что его личное "я", или душа, в действительности является Вселенским "я", или Вселенской Душой.
Последняя цитата тоже из "Энциклопедии Дзэн". Иными словами, согласно буддизму, "я" не более и не менее реально чем все остальные феномены. Стул, небо, мысль и т.д.
-------
*О буддийской трактовке понятия "иллюзия" я пытался что-то сказать в начале ветки.