Добрый день!
Разрешите задать вопрос по поводу Руми и его поэзии, для этого сперва ссылки:
http://www.portal.sufism.ru/index.php/2010-05-26-20-32-33/215-chto-est-to-est
"Мавлана и Шамс скрылись в одной из комнат. Они заперли от всех окна и двери и сидели друг против друга в комнате...."
или
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гомосексуальные_мотивы_в_персидской_любовной_поэзии
"О, юноша, если ты желаешь порадовать моё сердце,
подари мне свой поцелуй, после того как ты нальёшь мне вина."
Значит ли это, что Руми был гомосексуалистом?
Интересный вопрос. Действительно, существует такая точка зрения. В частности, такой ученый, как Эндрю Харви (который сам гомосексуалист), считает, что Руми и Шамс были любовниками. Другой ученый, Франклин Льюис в своей книге "Rumi-- Past and Present, East and West: The Life, Teachings and Poetry of Jalâl al-Din Rumi" рассматривает такую точку зрения как миф и неправильное понимание ситуации. Тут следует учитывать следующие моменты.
1) Никаких свидетельств о физической близости Руми и Шамса нет, насколько известно.
2) Нужно учитывать особенности персидской и шире - мусульманской культуры, где степень близости между мужчинами другая, например, когда мужчины обнимаются или держаться за руки совсем не означает, что они другой ориентации.
3) Символизм персидской поэзии. Когда Руми использует для выражения своей (духовной) любви к Шамсу метафоры типа родинки, волос, бровей и пр., это принятые в поэзии символы. "Руми использовал символизм гомоэротической или, точнее, андрогинной любви в своих поэмах, обращенных к Шамсу как к божественному возлюбленному, но здесь он лишь следует канонам поэзии восхваления, которая к тому времени уже имела 300-летнюю историю в персидской литературе", - пишет Льюис.
4) Оба были женаты, у Руми были дети.
5) В Маснави Руми в ряде мест осуждает содомию и практику созерцания безбородых юношей, которую практиковали некоторые суфии в то время.
6) Льюис отмечает, что на момент встречи Руми было около 37 лет, а Шамсу - под 60. Социальные нормы гомоэротизма того времени предполагали, что юноша, даже будучи гомосексуалистом в юности, позже все равно становился активным (во обоих смыслах) членом общества, женился и заводил детей. Иное поведение осуждалось и было социально неприемлемым (Впрочем, как по мне, так аргумент слабый).
То есть, выходит, что геем не был, но Шамса любил:)