Очень красивое и емкое описание. На меня оно производило и производит сильное впечатление, однако всегда оставляя ощущение какой-то методологической неточности. Словно Экхарт описывает состояние, которое ему хорошо известно, но, в силу каких-то причин, не может ухватить его сути: описывая апофатический подход, он в самом конце все равно сохраняет объект любви, пусть даже и определяемый через отрицание.
Нашла в Интернете статью с одноимённым названием -
М. Экхарт "Сильна, как смерть, любовь". Полностью согласна с Вами, уважаемый
damovoj, что автор "не может ухватить сути" того, что описывает. На мой взгляд, одно сплошное тяжеловесное (с претензией на многозначительность) словоблудие.
Он противоречит в статье сам себе:
Три вещи, которые производит в человеке смерть тела, совершает любовь в человеческом духе. Во-первых: смерть похищает и отнимает у человека все преходящие вещи, так что не может он уже как раньше, ни обладать, ни пользоваться ими.
Далее он пишет:
И оттого, что Бог так создал душу, что она не может быть без утешения, а от вещественных радостей она оказалась, чтобы обратиться к духовным, они дают ей такую отраду, что гораздо труднее ей расстаться с ними, нежели было ей раньше расставаться с вещественными.
То есть, смерть лишает человека абсолютно ВСЕГО, но в то же время КОЕ-ЧТО ему оставляет, и это ЧТО-ТО - Бог. Создаётся впечатление, что при жизни человека БОГ как таковой отсутствует. На мой взгляд, это раздвоение на состояние при жизни и состояние после смерти. Кроме того, идёт разделение на бездуховность при жизни и духовность после смерти. Единства как такового нет.
То же самое наблюдается и в приведённом Вами высказывании М. Экхарта:
- "Ты должен любить Его, таким, каков Он есть: не-Бог, не-Дух, не-Лицо, не-Образ, но одно чистое, светлое единство, далекое от всякой двойственности. И в это единое "Ничто" должны мы вечно погружаться из бытия…"
Если единство (!) по Экхарту возможно достичь только "погрузившись в Ничто ...
из бытия" (!), как, в таком случае, трактовать ЖИЗНЬ? Как отсутствие Бога?! И что есть Бог в его понимании?
И описание любви Бога и к Богу у автора, на мой взгляд, какое-то суицидальное и болезненно-невротическое (она у него не безусловна, а условна):
Но если любовь к Господу нашему "сильна как смерть", она также убивает человека в духовном смысле и по-своему разлучает душу с телом. Но происходит это тогда, когда человек всецело отказывается от себя, освобождается от своего "я", и, таким образом, разлучается сам с собой.
<...>
Но все это лишь начало по сравнению с тем, что следует дальше, и для чего любовь действует в человеке. Если любовь действительно сильна, как смерть, то она действует и иначе: она заставляет человека отказаться и расстаться также со всяким духовным утешением и подобными благами, о коих уже сказано выше; чтобы человек свободно и вольно согласился покинуть для Бога все, что до сих пор радовало его душу, чтобы отказался наслаждаться этим или желать этого.
И опять разделение: "покинуть для Бога всё"! Как-будто Бог - это не ВСЁ! И куда денется эта самая ЛЮБОВЬ (когда будет "покинуто
всё"), "что до сих пор радовала его [человека] душу"?! И зачем отказываться "наслаждаться этим и желать этого" взамен того, чего не будет никогда?!