Некоторые соображения о логике. Логика - это наука о правилах правильного мышления.
Приведу несколько цитат из "Учебника логики" Г.И.Челпанова:
История логики и главное направление её. Творцом логики как науки следует считать Аристотеля (384—322). Логика Аристотеля имела господствующее значение не только в древности, но также и в средние века, в эпоху так называемой схоластической философии. Заслуживает упоминания сочинение последователей философа Декарта (1596—1650), которое называлось: La logique ou lart de penser (1662). Эта логика, которая называется логикой Port, которая, принадлежит к так называемому формальному направлению. В Англии Бэкон (1561—1626) считается основателем особого направления в логике, которое называется индуктивным, наилучшими выразителями которого в современной логике являются Д.С. Милль (1806—1873) и Л. Бэн (1818—1903).
Для того, чтобы понять, в чем заключается различие между формальным и индуктивным направлением в логике, заметим, что называется материальной и формальной истинностью. Мы считаем какое-либо положение истинным материально, когда оно соответствует действительности или вещам. Мы считаем то или другое заключение истинным формально в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т.е., когда верен способ соединения мыслей, самое же заключение может совсем не соответствовать действительности. Для объяснения различия между формальной и материальной истинностью возьмём примеры, нам даются два положения:
Все вулканы суть горы
Все гейзеры суть вулканы
Из этих двух положений с необходимостью следует, что «все гейзеры суть горы». Это заключение формально истинно, потому что оно с необходимостью следует из двух данных положений, но материально оно ложно, потому что оно не соответствует действительности; гейзеры не суть горы. Таким Образом, умозаключение истинное формально может быть ложным материально.
Но возьмём следующий пример:
Все богачи тщеславны
Некоторые люди не суть богачи
След., некоторые люди не суть тщеславны.
Это заключение истинно материально, потому что действительно «некоторые люди не суть тщеславны», но оно формально ложно, потому что не вытекает из данных положений. В самом деле, если бы было сказано, что только богачи тщеславны, тогда о всяком не-богаче мы сказали бы, что он не тще¬славен. Но у нас в первом положении утверждается: «все богачи тщеславны»; этим не исключается, что и другие люди могут быть тщеславными. В таком случае можно быть небогатым и в то же время быть тщеславным; из того, что кто-нибудь не есть богач, не следует, что он не может быть тщеславным. Из этого ясно, что указанное заключение не вытекает из данных положений необходимо.
Те правила, которые указывают, когда получаются заключения истинные формально, мы можем назвать формальными критериями истинности; те правила, которые определяют материальную истинность, мы можем назвать материальными критериями истинности.
Формальная логика по преимуществу изучает те отделы логики, в которых может быть применяем формальный критерий истинности. Индуктивная логика, в противоположность формальной логике, по преимуществу разрабатывает те отделы, в которых применяется материальный критерий.
Для выяснения значения логики обыкновенно принято исходить из определения её. Мы видели, что логика определяется как наука о законах правильного мышления. Из этого определения логики, по-видимому, следует, что стоит изучить законы правильного мышления и применять их в процессе мышления, чтобы можно было мыслить вполне правильно. Многим даже кажется, что логика может указывать средства для открытия истины в различных областях знания.
Но в действительности это неверно. Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью доказательство уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки. Вследствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок.
Помимо обычной логики, можно выделить также логическую интуицию. Что это такое. По мере накопления опыта в какой-то области, человек начинает мыслить в этой области более эффективно. То есть, вместо того, чтобы перебирать варианты решения какого-то вопроса подряд или бессистемно, он уже примерно представляет в каком направлении следует искать ответ и резко сужает зону поиска.
Кроме того, он начинает видеть в данном вопросе больше деталей и учитывать их. Вдобавок, он начинает мыслить блоками. То есть вместо перебора вариантов, он, классифицируя факты и возможные ответы, разделяет их на блоки и отбрасывает те из них, которые, исходя из его опыта, не содержат ответа. Часто это происходит мгновенно, минуя сознание. Человек как бы получает ответ из ниоткуда.
Однако, кроме логики и логической интуиции есть и непосредственное понимание. Оно приходит тогда, когда человек видит мир под таким углом, в котором тот или иной факт непосредственно виден. Например, женщина знает, а точнее – непосредственно переживает многие вещи, недоступные мужчине, уже самим фактом того, что она женщина и видит мир иначе. В случае с мужчиной – то же самое. Человек, попробовавший яблоко, экзистенциально познал его вкус и его вИдение в этой области более полно по сравнению с тем, кто яблок не пробовал.
Можно также привести пример, связанный с мистическим познанием мира. При снятии ограничений восприятия, связанных с вовлечённостью в "деятельность грубого нафса", восприятие мира становится более полным и менее искажённым. Многие из тех связей, которые до того игнорировались или были недоступны, теперь видны непосредственно. И так далее. И чем дальше, тем больше. Это познание, не связанное с логикой, экзистенциальное, бытийное.
Логика непосредственно, видимо, не связана с мистическим познанием. Она может сильно помочь, но может стать и препятствием, при излишней приверженности к этому инструменту. Впрочем, излишняя приверженность к оному свидетельствует лишь о том, что человек недостаточно хорошо владеет им и не осознаёт границ его применимости.