Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: М.Эпштейн: "...взращивать добродетель из зернышек порока"  (Прочитано 12054 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Мы слишком поздно замечаем, что, развивая свои добродетели, мы вместе с ними культивируем и пороки.

И.В.Гете

Отсюда

Взращивая добродетель, не стоит увлекаться, поскольку одна из важных добродетелей - умеренность.

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
А между тем - кто знает? может быть, "трусость", бедная, жалкая, так оклеветанная, подпольная трусость вовсе уже не такой порок. Может быть даже добродетель! Вспомните Достоевского и его героев, вспомните Гамлета. Если бы подпольный человек ничего не боялся, если бы Гамлет по свое природе был гладиатором, у нас бы до сих пор не было бы ни трагической поэзии, ни философии. Как известно, страх смерти был всегда вдохновителем философов, - если бы нужно было, я бы мог в доказательство привести сколько угодно цитат из древних и новых авторов. Может быть, поэтический демон Сократа, сделавший его мудрецом, был только олицетворенным страхом.

Л. Шестов. Апофеоз беспочвенности

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

nothing

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 255
  • Reputation Power: 0
  • nothing has no influence.
    • Просмотр профиля
Отличная статья. Позволю себе дополнить ее.
Важно избавиться от заблуждения относительно пар негативных-позитивных качеств.
Есть люди, которые заметив свою «жадность» стремятся к «щедрости». В то время как «щедрость» – это не другой конец палки под названием «жадность». Скорее, «щедрость» -  другое позитивное качество, имеющее на другом конце «расточительство»,  а «жадность» - это испорченное позитивное качество «бережливость». Можно потратить годы, пытаясь развить в себе «щедрость», но если качества «щедрость-расточительства» тебе не даны, то, наверное, время будет потрачено впустую.

Пример:
«позитив» <-> «негатив»
Бережливость <-> Жадность
Щедрость <-> Расточительство
Красноречие <-> Болтливость
Умеренность в речи <-> Замкнутость
(интересно нет ли такого готового расширенного списка "правильных" пар качеств?)
 
Каждому присущи от рождения те или иные качества. Не всем дана веселость или щедрость, одни люди – больше интраверты, другие – экстраверты.  Как говорится, есть то, что есть или используя эпиграф к «Пикнику на обочине» Стругацких: «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать».  Неествественно взращивать в себе молчаливость, если ты разговорчив от природы. Не легче ли успокоить свою разговорчивость, тем самым превращая ее в красноречие?
Но, для начала, как узнать какие качества тебе даны?
Получается, что твои негативные качества даны тебе, чтобы узнать себя получше. Обнаружив с Божьей помощью свои негативные качества, сможешь успокоить их, сделав их «позитивными». Узнай свой нафс и узнаешь своего Господа.
Если "негативный" аспект - это лишь экстремальная форма проявления одного и того же качества, значит, чтобы сдвинуться к позитиву уже достаточно лишь менее активно проявлять это качество, умерить это качество. То есть рецепт от жадности не щедрость, а бережливость, а ведь  это уже – выполнимая задача! Здесь вспоминается еще одна цитата «Суфизм – это умеренность». Не помните кто автор?

Caterpillar

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 471
  • Reputation Power: 7
  • Caterpillar has no influence.
    • Просмотр профиля
Спасибо за саму тему и за ссылку на страничку fb! Там еще мно-ого заметок!)))

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Вспомнилось из Шаха выражение - "Один алчет любить,другой алчет,чтобы его любили.Что их объединяет? - Алчность."

Не понимаю, почему акцент сделан на алчности, а не на любви, да ещё в устах суфия! Возможно, цитата вырвана из общего контекста. Или, возможно, у этой цитаты есть другое продолжение, где фразу нужно читать не так: "Один алчет любить, другой алчет, чтобы его любили", а вот так: "Один алчет любить, другой алчет, чтобы его любили". Тогда ответом будет не алчность, а любовь. Любовь высшего порядка: когда влюблённый и любящий соединены в одном сердце, как в легенде о Лейле и Меджнуне. Здесь оба вектора - любить и быть любимым - слиты вместе, воедино. В противном случае (при алчности/желании чего-то одного - или/или) любовь получается нецельной, одновекторной. Её правильнее будет назвать влюблённостью.
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
!)) Забираю к себе на fb
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

fly

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 693
  • Reputation Power: 16
  • fly has no influence.
    • Просмотр профиля
Алчность к приятности - наверное, такая тоже бывает. А ей особенно помогает неверное понимание известного положения о том, что Жизнь - это Радость.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Ох и хитрый этот митрий...Так заедешь в шут знает куда.Впрочем,этика - всегда опасная проволока.И наш "митрий" сам это подтверждает  -" Есть, конечно, и такие пороки, которые трудно представить белыми. Жестокость, предательство... И вообще разговор о белых пороках опасен и соблазнителен, поскольку наша лукавая природа всегда склонна себя обелять. Кому не захочется выдать свой гнев за праведный, свою жадность - за духовную, свою трусость - за страх Божий?"        Вспомнилось из Шаха выражение - "Один алчет любить,другой алчет,чтобы его любили.Что их объединяет? - Алчность."  Возможно это "алчность" - ключевое понятие и для "добродетелей",и для "пороков"?..И порок добродетели - алчность к ней?..Нищита смиренная - сколь приятней звучит и для языка,и для уха...(да и вообще ,говорить - приятно.С деланием как то сложнее...Почему то. :) :-[
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Белые пороки


Г. К. Честертон писал "Современный мир полон старых христианских добродетелей, сошедших с ума".  Это можно сказать почти о каждом пороке: добродетель, сошедшая с ума.
 
Например, зависть - тяжкий порок, поскольку она желает отнять у других то, чем они нас превосходят. Но у этой разрушительной зависти есть светлый двойник, "белая зависть": желание не отнять у другого, а прибавить себе, и не за счет другого, а благодаря внутренним усилиям. В основе такой зависти лежит добродетель: стремление стать лучше, умнее, сильнее, пытаясь дотянуться до  других.
 
В таком же смысле можно говорить и про "белую жадность". Черная жадность – это желание присвоить себе как можно больше, отнять, нажиться за чужой счет. Белая жадность – это жадность к новым людям, местам, впечатлениям, поездкам, книгам, общению, к жизни как таковой, т.е.  стремление приобрести не материальные блага, а духовные, творческие. Есть люди, жадные не до денег, а до знаний, до работы, до приключений. Им всего мало, они ненасытно поглощают новый опыт и информацию,  они живут жадно, и предмет их жадности - сама жизнь, а не жировые ее отложения в виде собственности. В этом смысле жаден и тот, кто стремится к сокровищам небесным, и одна из вершин православной аскезы называется "стяжание Святого Духа". Таков белый цвет стяжательства.
 
Лень – порок, но бывает и белая лень, которая побуждает нас уклоняться от суеты, от излишних хлопот, от мелкой возни, недостойной высокого духа. Белая лень, или благоленность, может проявляться в бесцельном созерцании, которое открывает красоту мира, или в бескорыстном мышлении, которое восходит к бесконечному, вечносущему. Возникает вопрос: по-черному или по-белому был ленив Илья Ильич Обломов?
 
Страх, боязливость, трусость – несомненные пороки. Но есть и белая трусость, вызванная страхом Божьим, страхом смерти, загробных кар и адских мук. Страшно попасть в руки Бога живого. Этот белый страх уберегает верующих от многих грехов.
 
Бывает и белая ложь, иногда именуемая "ложью во спасение". В тех случаях, когда голая правда, например, о смертельной болезни или о гибели близкого, может убить человека, подорвать его веру в себя, волю к жизни, - ложь "белеет", поскольку к ней прибегают не ради собственной выгоды, а для пользы другого. О художнике - сплетателе красивых вымыслов - тоже можно сказать, что он белый лжец.
 
Бывает и белая гордость, когда человек гордится не собой, не за себя, а за других: за друзей, за родину, за человечество, за открытия науки и созидательную мощь искусства и техники - за то великое, к  чему он стремится и  чувствует свою причастность.
 
Можно предположить, чтобы бывает и белый, праведный гнев, который обрушивается на самое отвратительное и низкое в человеческой природе. Например, Иисус, взявший бич, чтобы изгнать торговцев из храма, вряд ли пребывал в кротком состоянии духа.
 
Вообще "белое" – это та светлая человеческая природа, которая чернеет, когда поддается совращению. Так любознательность Евы и покладистость Адама -  свойства сами по себе вполне светлые  - искусительством змея привели к грехопадению.
 
Есть, конечно, и такие пороки, которые трудно представить белыми. Жестокость, предательство... И вообще разговор о белых пороках опасен и соблазнителен, поскольку наша лукавая природа всегда склонна себя обелять. Кому не захочется выдать свой гнев за праведный, свою жадность - за духовную, свою трусость - за страх Божий?
 
И все-таки достоинства и пороки так тесно уживаются в одной душе, что вполне могут рассматриваться как продолжение друг друга. Трус, который боится встретиться с врагом в прямом бою, - он же может устрашиться и Божьего гнева и в скользкой ситуации не сделать подлость, спасти свою душу. И наоборот, белый завистник,  честно стремящийся на благородном поприще превзойти соперника, может в конце концов отчаяться и подлить ему яду. Поэтому не так уж бессмыслен разговор о границах белого и черного - и о бесконечных оттенках серого между ними.
 
Может быть, лучший способ бороться со своими пороками - обратить их в достоинства: не обелить-оправдать, а выбелить изнутри. У каждого человека есть свой акцент в характере. Кто-то от природы жаден, и ему трудно, почти невозможно перестроиться в щедрого. Ну и пусть остается жадным, только обратит свою жадность на нечто более существенное, чем  деньги и акции. Пусть жадно вгрызается в мир знаний. Или ведет "жадный" дневник, в котором не упустит ни одной детали увиденного. Для жадности есть много благородных поприщ. Как и для зависти, и для гордости, и для трусости, и для лени. Лень, разумно выпестованная, может спасти от участия во множестве бесполезных или просто вредных и постыдных дел. Если бы Ленин и в самом деле был ленив, сколько блага он принес бы стране и миру!
 
А боязливость, малодушие - да ведь это душевное сокровище, особенно понятное тем, кто жил в эпоху воинствующего гуманизма, под лозунгом "в жизни всегда есть место подвигам". Вспоминается Веничка Ерофеев: "О, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих и боязлив и был бы так же ни в чем не уверен: ни в себе, ни в серьезности своего места под небом - как хорошо бы! Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости! - всеобщее малодушие. Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы прежде мне показали уголок, где не всегда есть место подвигу. "Всеобщее малодушие" - да ведь это спасение от всех бед, это панацея, это предикат величайшего совершенства!"
 
Если бы каждый из малодушия боялся лезть в чужие дела, а занимался бы только собственными; дрожал за своих близких и не желал рисковать ими ради "счастья грядущих поколений", -  не было бы многих ужасов 20 века. Причем истинно малодушный боится не только за себя и своих, но и за все на свете. Душа у него уходит в пятки, когда он касается хрупкой вазы или встречается с тонким, умным человеком - как бы чего не напороть, не задеть, не напортачить. Малодушный деликатен, потому что больше всего боится кого-нибудь обидеть. Такое малодушие - признак большой души.
 
У динамики духа есть разные модули. Есть модуль духовного переворота, "метанойи", когда скупец раздает все свое имение  или сладострастник идет в монастырь. Или, напротив,  постник и аскет вдруг пускается во все тяжкие, будто в нем сломался какой-то клапан. Такая динамика духовных переворотов, катастроф со знаком минус или плюс (последние правильнее назвать "анастрофами") достаточно известна и прослежена.  Но есть и менее заметная, менее эффектная динамика переносов, дислокаций, когда определенное свойство, оставаясь самой собой, перемещается в другой духовный регистр, например, когда скупец теряет интерес к деньгам и начинает столь же скупо, кропотливо собирать старые книги или изречения великих людей.
 
Человеку трудно усвоить добродетель, противоположную его натуре. Легче взращивать добродетель из зернышек порока, если он этой натуре свойствен. Бунин где-то рассказывает о том, как Гоголь отличал хорошую художественную фантазию от плохой. Если на яблоне вдруг вырастают груши, это надуманно, это подрывает доверие к правде образе. Но на яблоне вполне могут вырасти золотые яблоки - такая фантазия в природе самой реальности. Так и природу человека трудно переиначить, но можно облагородить, "озолотить".


М.Эпштейн (Из Facebook)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100