- Скорее исламизм. Ислам - великая мировая религия, обгонявшая Запад еще в XI - XII веках. Очень просвещенная тогда, связанная с греческой дохристианской эпохой, проникнутая великими открытиями. Европа училась у ислама.
Зачем ломают ислам
- Согласен, было. Но давно сплыло. В Средние века.
- Что остановило тогда ислам - великая загадка истории. В современной эпохе страны исламского мира тоже рвутся к развитию, но ЗАПАД ломает эти попытки и помогает победить на их территориях врагам развития. Исламизм - особая религиозная субкультура, которую взрастили при прямом участии Запада.
http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&auth=10&theme&id=2302
Обстоятельство 5 – есть тайна ислама. Тайна, о которой надо говорить очень тактично. Но о которой нельзя не говорить. Может быть, для кого-нибудь из специалистов то, что я называю тайной, не является тайной. Но будучи хорошо знаком с разными исламоведческими школами мира, я таких специалистов не знаю. Тайна же эта заключается в следующем. Будучи в X –XIII веках учителем Запада в том, что касается культуры и развития, ислам затем начал отставать. Почему? Какие загадочные силы нажали на тормоз? Ведь эти силы не могли быть совсем чужды самому исламу? http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=10&auth=10&id=2276
Собственно вопрос : что и почему произошло в конце ХIII ?
есть ли аналогии в истории развития суфизма ?
Вряд ли мы найдем единственный и окончательный ответ на этот вопрос, но одно из предположений состоит в том, что в эту эпоху Запад cделал шаг в сторону "секулярного выбора" - большего вольнодумия, большего рационализма, чем это было допустимо на Востоке в последующую эпоху.
В качестве примера можно привести учение
Ибн Рушда (Аверроэса), оказавшего значительное влияние на культуру Запада, особенно благодаря своим комментариям на Аристотеля. Рациональная мудрость греков стала опять доступной Западу. Но на Востоке Аверроэс был, в значительной степени, отвергнут.
The West’s Guide to Aristotle
Ironically, however, Averroës’s efforts were not in vain. Just a few years after his death in Marrakesh, the great universities of Europe began operation, most notably in Paris and Oxford. Unlike the strictly religious character of their nearest Islamic counterparts, these European universities were, from the start, thoroughly secular in their undergraduate curricula. The usual course of studies ran through subjects such as logic, metaphysics, ethics, and natural science—in short, they were exposed to all the various parts of philosophy. Students might go on to the advanced study of medicine, law, or theology, but each of those disciplines were taken to have their foundation in philosophy. By the middle of the thirteenth century, that philosophical curriculum had become thoroughly Aristotelian, and the great guide to Aristotle was none other than Averroës, who became known in the Latin West as simply “the Commentator.” His various paraphrases and commentaries on the Aristotelian corpus were studied wherever Aristotle was studied, and this remained the case all the way into the modern era. Even though, by the end of the Middle Ages, there were countless Christian commentaries on the Aristotelian corpus, it was still the writings of Averroës that were most likely to be found alongside early printed editions of Aristotle’s work.Источник