Человек - это машина.
Кто не работает над собой, подохнет, как собака под забором.
Мир во зле лежит.
Жизнь есть страдание.
Эти афоризмы похожи на рекламные слоганы. И метод, которые они подразумевают, напоминает о торговле: сначала напугать, а потом дать надежду на избавление при помощи предлагаемого товара. Делая акцент на негативном, отвергая мирское ради будущего рая, осознанности или нирваны, традиционное учение может исказить и омрачить картину мира. Особенно когда учение сводится к лозунгам и они понимаются слишком буквально.
Любопытно, что на рынке товаров и в сфере коммерческих услуг подобными методами в настоящее время пользуются только разного рода мошенники: например, те, кто уверяет, что у всех в организме есть паразиты или шлаки, и, пользуясь неосведомленностью и испугом людей, продает всяческие снадобья и процедуры, и т. д. Любая фирма, желающая сохранить свою деловую репутацию, вряд ли пойдет на подобные маркетинговые ухищрения, так как законодательства обычно квалифицируют такие действия как мошенничество и намеренное введение покупателя в заблуждение. А сделки, совершенные покупателем под влиянием заблуждения и обмана, признаются недействительными, с выплатой компенсации за материальный и моральный ущерб.
В области же духовных услуг такие маркетинговые методы остаются весьма распространенным явлением (впрочем, не только запугивание покупателя там распространено, но и другие способы маркетинга, на которые вряд ли охотно пойдут фирмы с хорошей репутацией на рынке товаров: например, метод "уникальное предложение для такого избранного покупателя как вы", при котором сомнительного качества товар предлагается налево и направо всем желающим и даже не очень желающим).
В каждой религии есть элемент манипулирования, это правда.
Это очень широкая тема. В человеческих отношениях манипулирование используется сплошь и рядом, так почему религии должны быть исключениями?
А вот слоганы и декларации, внушающие людям идеи, что все плохо и что только следование определенной религии/учению поможет, - это практически неотъемлемый атрибут прозелитизма (кстати, не во всех религиозных конфессиях и течениях прозелитизм поощряется).
Тут мне кажется любопытной другая тема, связанная с темой треда: обычно община/религия/конфессия заинтересована в том, чтобы вести миссионерскую деятельность, чтобы расширять круг последователей, выживать и сохранять жизнеспособность. То есть со стремлением к выживанию и развитию обычно все обстоит так же, как это водится в мире животных, систем и идей. Миссионерскую деятельность обычно очень сложно отделить от прозелитизма; кроме того, можно заметить, что быстрого успеха (увеличения количества последователей) на рынке духовных услуг добиваются в первую очередь группы, использующие манипулятивные (а иногда и откровенно мошеннические) маркетинговые приемы. Возможно, когда-то в будущем использование таких приемов будет считаться на рынке духовных услуг столь же неприличным, как использование их на рынке товаров. Но для этого покупатели должны будут стать намного более искушенными и осведомленными :-) Впрочем, тенденцию к вымыванию с рынка недобросовестных продавцов уже можно увидеть на рынке психологических услуг в развитых странах: там и клиенты становятся более осведомленными, и этические комитеты существуют, и психолога лицензии лишить могут за введение клиентов в заблуждение. При этом то, что психолог сам мог заблуждаться или самообманываться, его не оправдывает - есть супервизоры, есть этические кодексы, нужно было сверяться с ними. Конечно, можно возразить, что это все относится к области товарно-денежных отношений - но ведь услуги бывают и нематериальными, и некоммерческими, все зависит от договора.
Может, подобные приемы - это все-таки своего рода атавизм? И может ли община быть вообще не заинтересована в миссионерской деятельности? А если группа все-таки заинтересована в миссионерстве, может ли она полностью избежать при этом прозелитизма с использованием манипулятивных приемов, и будет ли при этом ее миссионерская деятельность успешной?