Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Шаматха, випашьяна, суфизм  (Прочитано 13505 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #16 : 23 ЬРавР 2012, 15:49:12 »
Цитата plot:
Однако, несмотря на декларируемое неприятие воображения, в исихастском методе можно выделить и эту линию. Человек наполняет сердце именем Бога, по отношению к которому (и к самому имени и к Богу, а для исихастского течения "имяславия" имя Бога было эквивалентно самому Богу) испытывает благоговение и которое олицетворяет собой всё самое святое. Можно сказать, что это своего рода наитончайшее абстрактнейшее воображение и эмоция.

Здесь, нмв, присутствует очень тонкий момент. Это когда воображение, воображающий и воображаемое едины. Когда отсутствует рефлексия, т.е. все просто происходит. А иначе начинается фантазирование. И в этом случае уместно полное расслабление - и физического тела и психики, просто не напрягаешься.
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #15 : 23 ЬРавР 2012, 14:26:47 »
Характерно:
Цитировать
По мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), все святые католической церкви, «с того времени как она впала в папизм», находились в состоянии прелести [5], и следовательно не могут быть признаны святыми. В частности, он разбирает образ жизни Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Фомы Кемпийского и показывает, в чём, по его мнению, состояла эта прелесть. Действие любви Божией, по святителю Игнатию, прямо противоположно действию прелести. Любовь Божия, будучи духовной, когда обладает человеком, то прохлаждает и «утишает» (как бы уничтожает) все движения в душевно-телесном веществе человека. Прелесть же, как имеющая своё начало от бесов, имеющих в свою очередь доступ к человеку извне через душу и тело, может только развивать силы этой душевно-телесности (причём во вполне определённом направлении).
(Выделение моё)
Тут можно видеть во-первых, описание, по сути, шаматхи (очень похоже, во всяком случае), во-вторых, свидетельство того, что восточно-христианская церковь твёрдо держалась неприятия иных методов, в большинстве случаев.

Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна и исихазм
« Ответ #14 : 23 ЬРавР 2012, 12:02:52 »
 «Титульная» практика исихазмаУмное Делание – при всей внешней схожести с суфийским зикром, больше всего напоминает шаматху, а не випашьяну. Само название этой традиции – исихазм – произошло от греческого слова «исихия» - т.е. покой, безмолвие. В ходе практики человек достигает безмолвствующего ума путём вытеснения всех паразитических психических процессов удерживанием внимания на повторении имени Бога, причём внимание при этом одновременно удерживается в области сердца. Это состояние, по всей видимости, очень схоже с шаматхой.

В ходе углубления в это «внимающее Богу» безмолвие, постепенно, в момент, который невозможно предугадать, человек узревает «Фаворский свет» - т.е. собственно Бога, в чистейшем доступном человеку виде (в интерпретации исихастов) – вплоть до полного самозабвения в этом сиянии (так называемое восхИщение).

Бросается в глаза схожесть последовательности этих состояний с буддийской практикой шаматхи, скажем, в Сото-Дзэн. Это та же тренировка сати, затем шаматха, плавно переходящая в самадхи. Однако, Сото-Дзэн изначально менее «заряжен» доктринально, имея даже такую рефлексируемую интенцию  - максимально отстроиться от какой бы то ни было доктринальной обусловленности(что свойственно для буддизма и особенно для чань-буддийских сект). Схожий опыт в Дзэн не интерпретируется как «видение Бога», а просто обозначается термином – «самадхи», «бодхи» и т.д.

В противоположность, исихасты намеренно поддерживают в себе совершенно определённую картину мира, в результате чего опыт интерпретируется в соответствии с ней.

Интересно также, что для западной христианской традиции, судя по всему, ближе именно «випашьяна-подобные» практики, в которых человек изо всех сил сосредотачивается на предмете медитации, зачастую даже эмоционально, что делает эту традицию схожей с суфизмом. Здесь можно вспомнить Иоанна Креста и Франциска Ассизского. Западному христианству ближе экстаз, тогда как восточное – скорее не доверяет этому состоянию, будучи склонным трактовать его как «прелесть».

Интересно также, что именно для исихазма характерно так называемое апофатическое богословие – т.е. отрицание возможности выражения сущности Бога через положительные утверждения. Бог, которого видит исихаст как Фаворский Свет – это не некая божественная личность, с которой исихаст общается. Это – невыразимый живой всепроникающий свет, на котором держится Мироздание. К разного рода видениям исихазм относится с недоверием. В поучениях свв. Отцов просматривается чёткая линия, запрещающая какое бы то ни было фантазирование о Боге. Человек не может представить себе Бога и не должен этого делать, поскольку такое фантазирование лишь уводит его в дурные дали.

Изучив разного рода писания, можно выделить три основных способа культивирования состояния шаматхи:
1.       Культивирование тотальной осознанности
2.       Удерживание внимания на том или ином объекте
3.       Использование воображения и эмоциональной стороны человеческой психики. В этом случае мы «входим» в некий образ, соответствующий випашьяне. В качестве примера можно привести тибетскую гуру-йогу, в которой человек «совмещается» с образом Будды, ощущая вкус просветлённого состояния, не самадхи конечно, но по крайней мере шаматхи.

Говорят, есть ещё какие-то «энергетические» методы, но я о них ничего не знаю. Кроме того, чисто механические приёмы могут быть в этом процессе подспорьем: расслабление мышц и дыхания, полный расслабленный покой, определённое уравновешенное положение тела - всё это помогает.

Так вот, интересно в свете этого посмотреть – к каким методам достижения шаматхи прибегают исихасты. Культивирование осознанности как таковой в виде специальной практики у исихастов, да и вообще у христиан, видимо, отсутствует. Хотя это конечно не значит, что осознанность совсем не культивируется. Скорее, культивируется, но не рефлексируется.

Удерживание внимания на одном объекте безусловно имеет место и является основным методом в исихазме. Человек, практикуя Умную Молитву, должен полностью сосредоточиться на её словах, на мысленном произнесении слов молитвы, очищая ум от всех посторонних процессов. Естественно, при этом практикующий возрастает и в осознанности. Правда, осознанность эта специфическая: интроверсивная. Исихаст становится полностью осознанным по отношению к малейшим движениям своей психики. Когда Умная Молитва переходит на «автоматический режим», или, по выражению исихастов, молитва начинает твориться не душой, а духом, то в переводе на буддийский язык это означает, видимо, что манасикара слилась с сати, и человек познал шаматху.

Хотя, конечно, могут быть и варианты, если повторение умной молитвы приобретает невротический, навязчивый, механический характер. Исихастская традиция практически не отслеживает эту разницу и главным на этом этапе видит перевод молитвы в режим непрерывного автоматического повторения, полагая, что это в любом случае будет полезно из-за преображающей силы имени Бога. Однако, если практика происходит в лоне традиции, вероятность такого варианта довольно мала, поскольку параллельно культивируется саморефлексия, «трезвение», а также имеется контроль со стороны духовного наставника.

Однако, несмотря на декларируемое неприятие воображения, в исихастском методе можно выделить и эту линию. Человек наполняет сердце именем Бога, по отношению к которому (и к самому имени и к Богу, а для исихастского течения "имяславия" имя Бога было эквивалентно самому Богу) испытывает благоговение и которое олицетворяет собой всё самое святое. Можно сказать, что это своего рода наитончайшее абстрактнейшее воображение и эмоция.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Добрый молодец

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 38
  • Reputation Power: 0
  • Добрый молодец has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #13 : 16 ЬРавР 2012, 03:53:35 »
Поел с удовольствием)
Я в мечеть не за праведным словом пришёл,
Не стремясь приобщиться к основам пришёл,
В прошлый раз утащил я молитвенный коврик,
Он истёрся до дыр – я за новым пришёл.
                                              (Омар Хайям)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #12 : 15 ЬРавР 2012, 00:56:39 »
 
Цитировать
В исламе (и соответственно в суфизме) вселенная рассматривается скорее как отражение Абсолюта, стремящееся к своему Источнику в страстном влечении.

Был такой человек - Бидия Дандарович Дандарон. Кстати, тантрист. У него была книга - "Мысли буддиста. Чёрная тетрадь". В ней он излагает концепцию, очень напоминающую исламскую-суфийскую. Собственно Абсолют он называет Ади-Буддой, изначальным, вселенским Буддой, Дхармакайей, Нирваной.

Цитировать
Итак, совершенный дух (Нирвана, или Ади-будда), отделяясь и уходя от непросветленного вследствие необходимого творчества, создал движение, которое является одним из основных моментов созидания. Одновременно с возникновением движения возникает начало времени и пространства, которые являются координатами, условиями существования движения. На следующем этапе произошло самовозникновение праматерии. Предыдущий этап был этапом голого движения или движения Алая-виджняны, которая является частью всеобщего Алая. Поэтому как частица (божества) Ади-будды она постоянно, как тень, как волны на поверхности воды, стремящейся за идущей лодкой, стремится к Нирване, к первоначальному своему состоянию. Возникновение праматерии сопровождается необходимостью слияния ее с Алаей-Виджняной. Воплощение непросветленной виджняны в пространственно-материальный образ (первоматерии) как первая ступень саморазвития непросветленной частицы абсолютного духа (Дхармакая-Ади-будды), составляет первоначало всего бытия и устанавливает закон вечного совершенствования, который развернулся во времени, изменение которого характеризуется равномерно возрастающим числовым рядом Причем изменение во времени происходит в одном направлении: от прошедшего к будущему, т. е. цикл развития характеризует постоянное стремление несовершенной Алая-виджняны к Нирване (дхармакае) и течет по восходящей линии.
Если излагать буддийское учение в таком ключе, то оно будет звучать так: да, жизнь есть страдание и суета сует, но это страдание и суета сует лишь от нашей отделённости от Будды и нашего извечного стремления к нему. И мир, развиваясь, движется к Будде. Однако, надо заметить, что взгляды Бидии Дандаровича были скорее новаторскими и нетипичными для буддизма, насколько я понимаю.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #11 : 13 ЬРавР 2012, 00:07:50 »

В исламе (и соответственно в суфизме) вселенная рассматривается скорее как отражение Абсолюта, стремящееся к своему Источнику в страстном влечении. Все наши повседневные страсти суть лишь искажения этого первичного, коренного устремления. Соответственно, делает вывод суфизм, мы должны не элиминировать страсть, но очистить её от искажений и направить к Тому, кому она была изначально предназначена. В результате происходит интересное: все земные страсти или, точнее сказать, страстишки, сгорают, исчезают в пламени устремления к Абсолюту.
 
Итак, суфиями был открыт путь к этому изначальному, неискажённому стремлению всего сущего к своему Источнику, можно сказать – к первичной страсти.
 
С чем можно сравнить суфийский подход в приложении к буддизму? Вспомним практику гунъаней, описанную выше. Представим себе, что человек, вглядывается в суть гунъань не просто со всей сосредоточенностью, но – страстно, с полным самозабвением. Он танцует, он практикует в музыке, он сходит с ума по гунъань. Его випашьяна становится не просто острой как скальпель, она становится огненной.

Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Есть выражения: "В миру, но не от мира", то есть, пребывать в реальном, а не воображаемом мире, одновременно помня  о Источнике. Или, еще более ясное: "Руки - делу, а сердце - Богу", то есть, заниматься полезным делом, сосредотачиваясь в своем сердце на Боге.
С чем можно сравнить такой суфийский подход в приложении к буддизму?
(Могу предположить только, что вероятность помрачения становится исчезающе малой.)
А это разделённое внимание - это, нмв, просто сати, независимое от манасикары. То есть непрерывная осознанность, непрерывное памятование в то время как обыденное внимание занято обыденными делами. Достигается через ту же анапанасати, например. Да много через что.

Другой вариант возможен разве что лишь если процесс, скажем, повторения молитвы запущен в автомат.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Ogl

  • Не верь, не бойся, не проси.
  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 75
  • Reputation Power: 1
  • Ogl has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #10 : 12 ЬРавР 2012, 21:08:47 »

Достаточно знать, что вовлечение побеждается возрастанием в бодрствовании, потому что это, вообще говоря, противоположные вещи.

Это понятно, только больно медленно.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #9 : 12 ЬРавР 2012, 20:09:43 »
Цитировать
Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Человек, практикующий гунъань тоже сосредотачивается на нём постоянно, что бы он ни делал.

Наиболее чистая практика випашьяны имеет место в чань-буддийской секте Линь-Цзы (яп. Риндзай). Здесь распространена практика гунъань (яп. коан).

Очень интересно. Чань-буддисты, так-же как и суфии, практикуют в миру?
Практикуют, занимаясь, в том числе, и обыденными делами. Непрерывно, то есть, практикуют. По большей части это монашеская практика.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

sense

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • sense has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #8 : 12 ЬРавР 2012, 20:02:29 »
Цитировать
Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Человек, практикующий гунъань тоже сосредотачивается на нём постоянно, что бы он ни делал.

Наиболее чистая практика випашьяны имеет место в чань-буддийской секте Линь-Цзы (яп. Риндзай). Здесь распространена практика гунъань (яп. коан).

Очень интересно. Чань-буддисты, так-же как и суфии, практикуют в миру?

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #7 : 12 ЬРавР 2012, 19:09:13 »
Плот, а почему человек все время вовлекается. Вот взять меня, вот знаю что нельзя , а все равно постоянно себя ловлю, что опять.
Вам нужно знать коренную метафизическую причину? Зачем?
Достаточно знать, что вовлечение побеждается возрастанием в бодрствовании, потому что это, вообще говоря, противоположные вещи.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #6 : 12 ЬРавР 2012, 19:07:42 »
Цитировать
Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Человек, практикующий гунъань тоже сосредотачивается на нём постоянно, что бы он ни делал.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

sense

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • sense has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #5 : 12 ЬРавР 2012, 18:44:32 »

В исламе (и соответственно в суфизме) вселенная рассматривается скорее как отражение Абсолюта, стремящееся к своему Источнику в страстном влечении. Все наши повседневные страсти суть лишь искажения этого первичного, коренного устремления. Соответственно, делает вывод суфизм, мы должны не элиминировать страсть, но очистить её от искажений и направить к Тому, кому она была изначально предназначена. В результате происходит интересное: все земные страсти или, точнее сказать, страстишки, сгорают, исчезают в пламени устремления к Абсолюту.
 
Итак, суфиями был открыт путь к этому изначальному, неискажённому стремлению всего сущего к своему Источнику, можно сказать – к первичной страсти.
 
С чем можно сравнить суфийский подход в приложении к буддизму? Вспомним практику гунъаней, описанную выше. Представим себе, что человек, вглядывается в суть гунъань не просто со всей сосредоточенностью, но – страстно, с полным самозабвением. Он танцует, он практикует в музыке, он сходит с ума по гунъань. Его випашьяна становится не просто острой как скальпель, она становится огненной.

Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Есть выражения: "В миру, но не от мира", то есть, пребывать в реальном, а не воображаемом мире, одновременно помня  о Источнике. Или, еще более ясное: "Руки - делу, а сердце - Богу", то есть, заниматься полезным делом, сосредотачиваясь в своем сердце на Боге.
С чем можно сравнить такой суфийский подход в приложении к буддизму?
(Могу предположить только, что вероятность помрачения становится исчезающе малой.)
 


Ogl

  • Не верь, не бойся, не проси.
  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 75
  • Reputation Power: 1
  • Ogl has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #4 : 12 ЬРавР 2012, 17:29:29 »
Плот, а почему человек все время вовлекается. Вот взять меня, вот знаю что нельзя , а все равно постоянно себя ловлю, что опять.


plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #3 : 12 ЬРавР 2012, 11:41:23 »
Цитировать
Добавлю лишь, что это страстное влечение - эрос, со временем становится все более и более утонченным. Видимо его вы называете теоросом?
Совершенно верно. Суфизм, нмв, это путь теороса.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
« Ответ #2 : 12 ЬРавР 2012, 11:36:29 »
Спасибо, plot, прекрасная статья.
Добавлю лишь, что это страстное влечение - эрос, со временем становится все более и более утонченным. Видимо его вы называете теоросом?

Любовь ничего не имеет общего
с пятью чувствами и шестью направлениями.
Ее единственная цель -
испытать притяжение,
вызванное Возлюбленным.

Руми, "Сокровища вспоминания", стр. 72
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100