Знакомые темы:
стирание личности и личной истории, "убить в себе марионетку"; человек, являющийся "хозяином своей мысли" в результате напряженной работы над собой.
"Через все творчество Валери проходит тема поисков "чистого Я" (le moi pur), путь к которому лежит через постепенное освобождение от всего, что подвержено биологическим изменениям и распаду".
Источник* * *
В философской повести-эссе французского писателя Поля Валери (1871–1945) «Вечер с господином Тэстом»(1896) продолжаются темы, намеченные писателем в «Введении в систему Леонардо да Винчи». Они воплощены в образе центрального героя повести. Рассказчик вспоминает, как несколько лет назад он познакомился в небольшом ресторане с биржевым маклером, неким господином Тэстом. Человек этот привлек внимание рассказчика тем, что «
он убил в себе марионетку». Г-н Тэст кажется безличным. В нем, на первый взгляд, нет ничего примечательного. Незначительно занимаемое им социальное положение. Он в среднем возрасте (герою 40 лет). У него весьма заурядная, невыразительная внешность: «Все в нем было стерто − глаза, руки» . Он не читает книг и сжег все свои бумаги.
Безличность г-на Тэста, столь отличная от исключительности героев романтической литературы, есть результат сознательного выбора, напряженной работы над собой, результат той «простой самососредоточенности», к которой призывал Валери и которая позволила герою познать свою «систему». Г-н Тэст потому и не читает книг, что они заставляют сосредоточиться на чужих мыслях и мешают ему понять его собственные, точнее говоря процесс собственного мышления. Г-н Тэст − «хозяин своей мысли». Он сумел преодолеть автоматизм сознания, побороть власть над собой языка.
Индивидуализму и яркой эмоциональности романтического героя, инстинктивности и импульсивности героев А. Жида Валерии противопоставляет сознательную дисциплину и строгий интеллектуализм г-на Тэста, которые, по мысли писателя, только и позволяют личности овладеть своим «я», а значит и проложить пути к истинному творчеству, основанному не на «самовыражении», но на самопознании. Лиризму и культу свободы как атрибутам романтической личности и литературы противопоставляется «деперсонификация» героя, культ интеллектуальной дисциплины и «безличность» как принцип подлинного искусства. «Это было существо, поглощенное своей многогранностью, существо, ставшее собственной своей системой, − существо, целиком отдавшееся устрашающей дисциплине свободного ума и умерщвлявшее в себе одни радости другими <…>« , − так характеризует писатель своего героя.
В эпизоде посещения театра Рассказчику и г-ну Тэсту противопоставлены зрители, смотрящие пьесу и охваченные «глупым оцепенением». Пассивное восприятие искусства унифицирует личность, поскольку растворяет реципиента в эмоциональной стихии, в мире чужих чувств, мыслей и образов, на время уводит от «простой самососредоточенности» и лишает его воли к мысли.
В финале повести рассказчик повествует о своем визите в «меблированную», абсолютно безличную квартиру Тэста. Выясняется, что господин Тэст тяжело болен. Он страдает, но и боль становится объектом его анализа. Господин Тэст остается верен себе: болея и страдая, он продолжает свой труд самосознания, изучая закономерности страдания.
В. П. Трыков
Источник