Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Беззавистный и безгневный  (Прочитано 8395 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Name

  • Гость
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #67 : 29 ЬРп 2010, 19:18:16 »
Интересно, почему беззавистность и безгневность святого старца вызвала у героя такой страх, что он строит планы побега, притом что сам глубоко верующий?

Примечательно, как трактуются святость и добродетельность Воландом из "Мастера и Маргариты":
http://www.youtube.com/watch#!v=__mC5fDPTcs&feature=related  ;D

Liliya

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 85
  • Reputation Power: 0
  • Liliya has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #66 : 14 ЬРп 2010, 11:14:44 »
Есть ощущение, что намеренно работать с гневом или завистью все равно что уговаривать себя не спать за рулем. 
Скорее всего,  результат приходит в ходе комплексной трансформации.


В ночное время как-то сложно бывает осветить предметы, все равно будут какие-то ограничения, несовершенства. А вот когда на небе появляется солнце, тогда все освещается и преобразуется как-то само собой, без усилий со стороны человека. И если солнце вновь спрячется, придется вспомнить об усилиях собственных, а в то же время и об определенной их тщетности. Тогда еще острее осознается нужда в солнце.

Цитата: годидзе

Между ними ад лежит. Один его преодолел и с той стороны призывно так машет, мол, давай, не бойся. А другой боится через огонь идти. Не готов еще. Как-то так, наверное.



Мне, кажется дело не в наличии ада, а в том в присутствии чего ты идешь через него. В «присутствии» ли. Без Него, похоже, занятие рискованное и гораздо более сложное.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #65 : 14 ЬРп 2010, 00:43:23 »
Осмелюсь посоветовать ,конечно,известное всем нам-"добротолюбие"т.2-святые отцы-Иоанн Кассиан,Преподобный Исихий,Преподобный Нил,Св.Ефрем,Св.Иоанн Лествичник и другие авторы дают потрясающие разъяснения по этой теме.Не цитирую ничего - весь том   - в тему.  "Добротолюбие"т.2,Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1992.
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Anna

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 240
  • Reputation Power: 0
  • Anna has no influence.
    • Просмотр профиля
    • Арт коучинг
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #64 : 14 ЬРп 2010, 00:36:45 »
Есть ощущение, что намеренно работать с гневом или завистью все равно что уговаривать себя не спать за рулем. 
Скорее всего,  результат приходит в ходе комплексной трансформации.
К примеру, десять лет назад вспышки гнева (раздражения) одолевали меня раз в пять чаще, чем сейчас. При этом не могу сказать, что  специально тренировалась все это время в безгневности.  Но тренируюсь в других, первичных для Пути вещах: внимательность, осознанность, присутствие. И, видимо, все же какая-то алхимия происходит, которая растворяет адреналин.
С другой стороны, почему бы и не погневаться время от времени. :)

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #63 : 13 ЬРп 2010, 19:55:21 »
Гнев сильная реакция , и при достаточном количестве внимания к себе, заметить её не сложно

Раз сильная, то заметить проще, да.

это набухание внутреннее "охлождается " водой интеллекта.

А как Вы это делаете?

А вот беззавистность - это "змея" вползает тихо и медленно и когда спохватываешься , уже оказываешся достаточно глубоко втянутым в эту "оказию".

В смысле - зависть вползает? Ну вползает и пусть себе вползает. Почему бы и не позавидовать немножко, особенно когда есть чему? Ну или даже сильно позавидовать. Что в этом плохого? Кто запретит? :-)

ИМХО - эти "два" из одной корзинки , их принадлежность - внутренняя стабильность.

Не очень понятно - зависть и гнев принадлежат внутренней стабильности? Мне мысль не ясна.

Как-то странно - пытаетесь , то что добыто тяжёлым трудом за много лет, приспособить делать без навыков в обыденной жизни.

Честно говоря, я ничего не поняла в этой фразе. Попробуйте как-то поподробнее переформулировать, пожалуйста.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

nihil

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 212
  • Reputation Power: 2
  • nihil has no influence.
  • СЧАСТЬЕ ЭТО ПРОСТО
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #62 : 13 ЬРп 2010, 19:21:44 »
Вот , все о гневе, да, о гневе. Гнев сильная реакция , и при достаточном количестве внимания к себе, заметить её не сложно, это набухание внутреннее "охлождается " водой интеллекта.
А вот беззавистность - это "змея" вползает тихо и медленно и когда спохватываешься , уже оказываешся достаточно глубоко втянутым в эту "оказию".

ИМХО - эти "два" из одной корзинки , их принадлежность - внутренняя стабильность.

Как-то странно - пытаетесь , то что добыто тяжёлым трудом за много лет, приспособить делать без навыков в обыденной жизни.


СЧАСТЬЕ ЭТО ПРОСТО, но трудно

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #61 : 13 ЬРп 2010, 18:05:25 »
Этот совет часто дается. А вот используется ли? Не знаю, может быть, у кого-то получилось научиться использовать этот совет? Если есть такие - ау, отпишитесь, скажите, как научились этому :-)

Там ведь довольно эмоционально сказано "Но как трудно вспомнить об этом совете, когда началось..." Несколько раз мне удавалось удержаться от необдуманных поступков, из чего я сделал вывод, что это качество можно развить. Как ни странно, природа предусмотрела помимо плетки гнева еще и пряник довольно приятного ощущения победы над невидимым врагом. Очень стимулирует к продолжению экспериментов :-)

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #60 : 13 ЬРп 2010, 17:53:39 »
Отказаться от гнева, наверное, нельзя, все-таки эволюционный механизм, оттачивался миллионы лет. Можно пытаться контролировать свою реакцию... Совет считать до десяти, прежде чем что-то предпринимать, не зря так широко используется.

Этот совет часто дается. А вот используется ли? Не знаю, может быть, у кого-то получилось научиться использовать этот совет? Если есть такие - ау, отпишитесь, скажите, как научились этому :-)
Вообще я встречала много разных советов, касающихся гнева. Часть из них совсем странные - типа не чувствовать гнев или простить обидчика, и такие советы иногда вызывают у меня гнев :-) Хочется спросить: а сами-то пробовали делать то, что советуете? :-) Да и советы, как водится, обычно сводятся к "что надо делать" без указания того, а кому именно это надо, зачем это надо и самого главного: а как это делать?

Вспышка гнева не может длиться долго - очень энергозатратная штука. Десяти секунд вполне должно хватить, чтобы вспомнить, кто я и где. Но как трудно вспомнить об этом совете, когда началось... ))

Мне в каком-то плане повезло - меня с детства принуждали подавлять свой гнев и не выражать его прямо (у этого тоже есть свои огромные минусы, но речь сейчас не об этом). И я весьма свысока относилась к людям, которые не могут удержаться от выражения гнева "не отходя от кассы", то есть непосредственно в момент переживания. На работе таких самозабвенно орущих и топающих ногами клиентов было полно, они вызывали удивление, и я решилась как-то раз на эксперимент (с коллегой, так как с клиентом слишком рискованно) - попробовать отдаться чувству гнева и посмотреть, как это. Результаты меня впечатлили и надолго испугали :-) Удар адреналина в голову и в результате тут же - пелена перед глазами, тяжесть в затылке и полное отключение возможности соображать, зато приток сил в этот момент чувствуется неслабый. Ого, как такое можно контролировать, когда оно уже началось? Я себе не представляю. После этого я совсем по-другому стала смотреть на тех, кто этому подвержен :-) В этом состоянии сложно даже вспомнить о каких-то подсчетах до скольких-то там. Но, может все-таки кто-то научился?
« Последнее редактирование: 13 ЬРп 2010, 17:59:15 от Ева »
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #59 : 13 ЬРп 2010, 16:53:21 »
Безблагодатными староверы считают господствующую церковь и совершаемые ею обряды, включая крещение и исповедь, по причинам, породившим сам раскол. Прибора для замера благодати, очевидно, нет ни у кого, это примерно такого же рода мнение, как "у вас силсила недействительная, бараки в вашем тарикате нет".

Ололо, не судите так строго мои фантазии. Просто игра словами, ничего больше за этим нет. :-)

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #58 : 13 ЬРп 2010, 16:46:31 »
Может быть, в этом и заключается безблагодатность официальной церкви ...

Это вряд ли :)
Безблагодатными староверы считают господствующую церковь и совершаемые ею обряды, включая крещение и исповедь, по причинам, породившим сам раскол. Прибора для замера благодати, очевидно, нет ни у кого, это примерно такого же рода мнение, как "у вас силсила недействительная, бараки в вашем тарикате нет".

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #57 : 13 ЬРп 2010, 15:17:31 »
Может быть, в этом и заключается безблагодатность официальной церкви, где даже духовный подвиг совершается не ради любви к Истине, или Христу, а ради самолюбования, престижа и прочей прелести. Это, по крайней мере отчасти, могло бы объяснить, почему старообрядец шарахается от "святого" как от монстра.

У старообрядцев отшельничество и иночество практиковалось не реже, чем у членов ортодоксальной церкви. У старообрядцев были и "отшествие на безмолвие", и уход "в пещеру". А поскольку все читали одни и те же жития святых, то особых различий во многих практиках у последователей ранних христианских подвижников не было, к какому бы из ответвлений церкви эти последователи не принадлежали. Вряд ли была особая разница и в мотивациях, ведь мотивации не имеют конфессиональной принадлежности :-)
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #56 : 13 ЬРп 2010, 13:10:05 »
На старца и его качества можно взглянуть и с другой стороны.

Его способность не гневаться тренируется каждый день. Рядом с ним - служка Мирон, который "блюдет" его, т. е. постоянно дает повод для самоконтроля и самонаблюдения,  или говоря другими словами, выступает в качестве тренажера. Живут они в уединении, которое позволяет им предаваться такому саморазвитию, не отвлекаясь на мирское.

Тут может оказаться уместной аналогия с атлетом-культуристом, который изо дня в день наращивает мышечную массу, причем смысл в его упражнениях один - стать самым атлетичным атлетом. Цель - красота тела, но за всем этим, вероятно, стоит самолюбование и желание утереть нос коллегам-культуристам. Грань между красотой и уродливостью тела в таких случаях довольно тонка, это видно на фотографиях со всевозможных турниров.

Теперь не так уж сложно понять людей, которые шарахаются от этого духовного качка Памвы. Оказавшись рядом с горой перекачанного духовного мяса, поневоле начнешь напрягаться и прикидывать свои шансы в случае возникновения духовных противоречий :-)

Может быть, в этом и заключается безблагодатность официальной церкви, где даже духовный подвиг совершается не ради любви к Истине, или Христу, а ради самолюбования, престижа и прочей прелести. Это, по крайней мере отчасти, могло бы объяснить, почему старообрядец шарахается от "святого" как от монстра. Что если старец и есть монстр с его точки зрения?

Получается, что духовное развитие может вести и к духовному уродству вместо красоты, если цель этого развития искажена, а к самосовершенствованию подталкивает желание выглядеть лучше других или превзойти ближнего своего, которое кроется под маской устремленности к Истине.

Дальвадар Сали

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1181
  • Reputation Power: 8
  • Дальвадар Сали has no influence.
    • Просмотр профиля
    • sufism.ru
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #55 : 13 ЬРп 2010, 11:28:21 »
Это с какой стороны посмотреть :-) Любой человек, который может хоть сколько-нибудь адекватно взаимодействовать с миром, уже что-то да видит. А кто же способен увидеть себя честно "в полном объеме", так сказать? Пророк Мухаммад говорил, что больше семидесяти раз в день раскаивается перед Всевышним...

"В полном объеме", химически-чисто - никто, наверное. Видеть - все что-нибудь видят, но кто-то способен заниматься самоанализом и сознавать мотивы своих поступков, а кто-то - практически нет. Расплывчатую грань между этими двумя есть смысл проводить, как мне кажется, только применительно к конкретной ситуации. Например, в рамках духовного пути это может быть способность (или неспособность) увидеть свои психологические проблемы, на которые указывает наставник, и преодолеть их под его руководством.

Это тоже может быть отдельной темой, наверное.

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #54 : 13 ЬРп 2010, 10:46:12 »
Да и не уверена, что смирение полностью исключает гнев. Может быть, иногда гнев может и пригодиться? Зачем пытаться от него полностью отказываться? Есть ли в действительности такая необходимость и насколько это осуществимо на практике?

Отказаться от гнева, наверное, нельзя, все-таки эволюционный механизм, оттачивался миллионы лет. Можно пытаться контролировать свою реакцию. В википедии упоминается, что в исламе сам мгновенный неконтролируемый гнев грехом не считается, грех - действия в таком состоянии. Совет считать до десяти, прежде чем что-то предпринимать, не зря так широко используется. Вспышка гнева не может длиться долго - очень энергозатратная штука. Десяти секунд вполне должно хватить, чтобы вспомнить, кто я и где. Но как трудно вспомнить об этом совете, когда началось... ))

Безгневность = самоконтроль + способность считать до десяти ))

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #53 : 13 ЬРп 2010, 08:56:40 »
Да и не уверена, что смирение полностью исключает гнев. Может быть, иногда гнев может и пригодиться? Зачем пытаться от него полностью отказываться? Есть ли в действительности такая необходимость и насколько это осуществимо на практике?

Важен источник как гневности, так и безгневности, думаю.
Благодатный огонь и огонь поджигателя - смысл разный у огня.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100