Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Русский авангард и эзотерика  (Прочитано 2387 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #20 : 22 ґХЪРСам 2015, 18:36:09 »


Метафизическим двойником супрематического квадрата была написанная в начале 17 века картина Роберта Фладда. Герметический философ назвал её «Великой Тьмой». «Что существовало до Творения? Некое первое состояние несформированной материи (materia prima), без размера или качества, не малое и не огромное, без свойств и склонностей, не движущееся и не покоящееся на месте. Парацельс называет таковое состояние Великой Тайной (Mysterium Magnum), о коей говорит как о несотворенной; другие утверждают, что сие и было первым Творением Божьим» (Robert Fludd). Из Mysterium magnum возникли все формы, и все они вернутся в Mysterium magnum.
Все последующие явления т. н. «черных квадратов» (от квадрата Берталя до «битвы негров» Альфонса Алле), представляющих интерес для узких специалистов, не имеют ни малейшего отношения к тьме, чьи манифестации мы наблюдаем на гравюре Фладда и полотне Малевича.

(Н.Сперанская “Дионис преследуемый”. Глава “БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО. От апофатической бездны Казимира Малевича к перформансам Марины Абрамович”)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Dima2

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 19
  • Reputation Power: 0
  • Dima2 has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #19 : 08 ПЭТРам 2015, 23:03:52 »
Отречение от законов ума, приспособленных к настоящему состоянию человека, при преобладающем развитии высших сил ума, - естественно; деятельность, устрояемая по законам этого последнего - вполне достойна нравственно-разумного существа… юродство, несогласное с обыкновенным житейским порядком, имеет свое основание в природе нашего духа и вполне  согласно с нравственным законом.
иером. Алексий Кузнецов

годидзе

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Авангард - юродивый от искусства
« Ответ #18 : 08 ПЭТРам 2015, 00:48:29 »
В авангарде лишь потому так трудно угадать черты религиозного искусства, что оно не предшествует светскому, а следует за ним. Авангард ближе к иконе, чем к картине, и ближе к письменам и знакам единобожеских храмов, чем к иконе, ибо его предмет — прохождение мира, свернутого и запечатанного, как свиток, накануне великого преображения. «Проходит образ мира сего», сказано у апостола Павла (1Кор. 7,31) — и можно ли иначе запечатлеть этот мир, как не в растрате, исчезновении его образа? Авангард — это и есть искусство построения Образа методом его «прохождения», отслоения от зримой, кажущейся поверхности мира. Это реализм апокалиптического века, осознавшего нетвердость и призрачность всех способов устроения мира в себе и для себя, — «апокалиптический реализм».
<...>
В произведениях авангардистов реальность теряет зримость и антропоморфичность, становится теоморфной, «боговидной», готовится к принятию и запечатлению тех форм, которые выводят за грань исторического существования человека.
<...>
«Жизнь юродивого… — пишет исследователь древнерусской культуры А. М. Панченко, — это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее говоря, перестановка этого идеала с ног на голову и возведение безобразного в степень эстетически положительного». Но ведь это и вменяется в вину авангарду его критикой с позиции «хорошего вкуса» и «возвышенных идеалов» (образцы которой можно найти и у марксистских, и у ортодоксально-религиозных авторов). Авангард — это юродствующее искусство, сознательно идущее на унижение, на уродование своего эстетического лика... Очевидно, что такое юродство — феномен антиэстетический, позитивно же его можно определить как феномен религиозный. А.М.Панченко полагает что «безобразие юродства также возможно лишь потому, что эстетический момент поглощен этикой.
<...>
Это не священник, поучающий с амвона, а именно юродивый, валяющийся в грязи.

М. Эпштейн. Искусство авангарда и религиозное сознание

* * *
Как мне кажется Малевич нарисовал телевизор. Как то вот так он смог предсказать его появление.

Вы случайно не из телеателье, товарищ?

« Последнее редактирование: 08 ПЭТРам 2015, 01:42:30 от годидзе »

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #17 : 12 ґХЪРСам 2014, 21:49:19 »
 
 
 
 В газете «41°» помещены рецензия... И.Терентьева на вечер танцев школы Жанны Матиньон и Гюрджиева и хроника, в которой информация о новостях художественной и литературной жизни Тбилиси обильно перемежается «домашней семантикой».

Рецензия И.Терентьева на вечер Жанны Матиньон220 и Гюрджиева221 представляет интерес как одно из немногих высказываний «кавказских» футуристов-заумников о танце и музыке. И.Терентьев выступает защит- ником модной в те годы системы Далькроза222, отрицая, впрочем, ее идейную сторону.

«Фантастический город»
Русская культурная жизнь в Тбилиси (1917-1921)

http://www.monoskop.org/images/0/04/Nikolskaya_Tatyana_Fantasticheskiy_gorod_Russkaya_kulturnaya_zhizn_v_Tbilisi_1917-1921.pdf


   
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #16 : 16 БХЭвпСам 2014, 14:03:53 »
Русский авангард и космизм


[Из объявления о лекции, которая уже прошла]


А.Г. Гачева прочтет вторую лекцию из цикла «Философия космизма и культура русского авангарда». Она называется «Мы будем человечеством крылатым»: идеи космизма в культуре русского авангарда».

В XX веке философия космизма питала и вдохновляла литературу, живопись, музыку, одушевляя ее мечтой о человечестве будущего, которое заселит пространства Вселенной, преодолеет время и смерть, станет соборным художником мирозданья. «Царем над жизнью нам селить просторы / Иных миров, иных планет», – писал В. Брюсов. «Мы – зодчие земель, планет декораторы», – утверждал В. Маяковский. «Зачеловеческие сны» о будущем «Ладомире» перелагал В. Хлебников. Вселенское дыхание несла в себе космическая музыка А. Чюрлениса и А. Скрябина, космическая живопись группы художников «Амаравелла». В творчестве Н. Клюева, М. Пришвина, А. Платонова, Б. Пастернака звучала мысль о сыновнем долге живущих, о восстановлении всечеловеческого родства, об истории как «установлении вековых работ» по преодолению смерти, а художник В. Чекрыгин, одушевленный идеями Федорова, работал над серией рисунков «Воскрешение. Переселение людей в космос». Художественная мечта о человеке летающем вдохновляла техническое творчество пионеров отечественной космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера и др. Двадцатый век стремился расширить пределы возможного, выйти за границы творчества «мёртвых подобий» к синтетическому искусству будущего, которое станет реальным творчеством жизни. «Невозможное – невеста человечества и к невозможному летят наши души» – эти слова Андрея Платонова ключ к метафизике, эстетике, творческой практике русского авангарда.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #15 : 18 °ЯаХЫм 2014, 14:15:23 »
«шаманские корни» русских авангардистов...

...в отношении Кандинского «шаманские корни» не метафора. Согласно одной из версий, в роду Кандинских шаманы имелись. В.Бараев, в своей книги о Кандинском пишет, что "генная память взыграла в Кандинском в экстазе вдохновения, которое можно сравнить с шаманским вознесением в верхний мир во время камлания».

А известная американская исследовательница Пег Вейсс в книге "Кандинский и Старая Россия. Художник как этнограф и шаман" высказалась, что «в процессе творческого акта художник, как и шаман, оживлял полотно, вызывая вибрацию души сначала у самого себя, потом у зрителя".

Вейсс сравнивает картины Кандинского с искусством "примитивных народов". Так, в частности, зарисовках 1924 года варьируются темы всадника-шамана, змеи, круга; для овальных работ 1925-1928 годов характерным является четырехчастное членение композиции, соответствующее языческим представлениям о Верхнем и Нижнем мирах.

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #14 : 22 ДХТаРЫм 2014, 22:41:39 »
Супрематизм Малевича поставил перед собой задачу - освобождение от наследия предметного мира, т.е. беспредметность, которая художником воспринималась как пустота, полное отсутствие объектов в сознании постигшего бытие. В данной статье мы попытаемся указать на философские источники супрематического обоснования беспредметного мира (буддизм, даосизм, феноменология Гуссерля и Хайдеггера).




Пустота пустынь, о которой говорит Малевич, представяется полным отсутствием объектов в сознании художника, постигшего бытие. В этом смысле его понимание пустоты можно связать с техникой медитации в буддизме, которая используется в целях постепенного отстранения возникающих образов в мире, в целях очищения внутреннего восприятия от всех видов ощущений.

<...>

Размышления Малевича о пустоте и недеянии, о превращении предметного в беспредметное, по-видимому, следует связать с даоcизмом, который эти противоположности рассматривает как часть Одного, в силу чего и «бытие и небытие порождают друг друга», и «совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние», ибо «осуществление недеяния всегда приносит спокойствие».

<...>

...своей гносеологической составляющей идея супрематизма взаимосвязана с феноменологической концепцией Гуссерля, высказанной в его основополагающей работе 1913 г. «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии». Основная философская проблема феноменологии - выделить то, что не подлежит сомнению...

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #13 : 30 јРЩ 2013, 23:51:45 »
Немецкий идеализм, особенно учения Шеллинга и Гегеля, оказали сильное влияние на русскую философскую мысль XIX-XX вв., в том числе и на В.С.Соловьева, одного из самых выдающихся мыслителей XIX в. Именно через немецкий идеализм – хотя, конечно, не только через него – были восприняты русскими философами некоторые идеи гностицизма, в значительной мере определившие не только философию, но и культуру Серебряного века, особенно поэзию символистов и религиозные искания русской интеллигенции, так называемое «новое религиозное сознание» (Д.Мережковский, В.Розанов, Н.Бердяев и др.).
 
 П.П.Гайденко. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Вл.Соловьева
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #12 : 07 јРав 2013, 13:28:09 »
И.И. Силантьева

Эзотерическая философия Г.И. Гурджиева и биомеханика В.Э. Мейерхольда


Пусть никогда история не подарит ни строчки, ни слова, свидетельствующих о том, что мыслитель Гурджиев и режиссер Мейерхольд, чьи концепции человека-машины столь близки, были знакомы или заинтересованы творчеством друг друга, — эти личности по ладу и тональности мышления некоторое время, в 20-е годы, стояли рядом, как обычно и стоят философия и искусство, особенно — театр, который сам по себе — философия. Всякий раз, когда идея, упав камнем в стоячие воды, вызывает концентрические круги, захватывающие все области человеческого самовыражения, — будто всеведающий Архетип организует творчество мыслителей и художников одного или нескольких поколений, — открывается новая эпоха.

 Идея человека-машины, «человеческого механизма», оформившись к концу прошлого века в психофизиологии как научная точка зрения, обусловленная экспериментально, в новом столетии продолжала развиваться в прикладных науках. Но утончаясь, в рафинированном виде овладев ментальной сферой, она оплодотворила философию и искусство эпохи перемен, избравшее конструктивно-технический способ воплощения мечты о безукоризненно отлаженной жизни. Возможно, прямо или опосредованно творчество художников-конструктивистов повлияло на траекторию движения по театральному небосклону «беззаконной кометы» — Мейерхольда.

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #11 : 19 ґХЪРСам 2012, 23:51:09 »
П.Волкова говорит,что Малевич в своих картинах сделал ЦВЕТ "непредметным".


"Бугага Бумага всё стерпит." (с)   8)
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

rimlyanin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 856
  • Reputation Power: 21
  • rimlyanin barely matters.rimlyanin barely matters.
    • Просмотр профиля
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #10 : 19 ґХЪРСам 2012, 20:51:10 »
Паола Волкова о Казимире Малевиче (http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32766/video_id/175393/viewtype/picture
 
из документального сериала:"Мост над бездной")
П.Волкова говорит,что Малевич в своих картинах сделал ЦВЕТ "непредметным".
 
 
« Последнее редактирование: 19 ґХЪРСам 2012, 22:12:43 от rimlyanin »

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #9 : 19 ґХЪРСам 2012, 17:48:12 »
Я почему-то так и подумала, что вы начнёте защищаться...   8)

А они просто переводили свои постижения,полученные в экстазах,на удобоваримый и доступный им язык,для дальнейшего осмысления.

Да, что-то такое припоминаю: отрубленные руки, отрезанные уши, выколотые глаза...

Говорят, что если миниатюрист противился приказу шаха нарисовать что-либо, шах приказывал ослепить его или он сам лишал себя зрения. Ван Гог с отрезанным ухом смотрит на нее с удивлением и, возможно, симпатией.

А теперь вот ещё замазанная чёрной краской картина...

Цитировать
Написание картины - очень часто ИСС,так что,не только молниям поверю,он же не говорил,что они были на самом деле.

А вот это уже, имхо, ближе к истине.   ;D
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #8 : 19 ґХЪРСам 2012, 17:37:18 »
Судя по содержательности Ваших с Зейтаном сообщений,Неонилла,Вы не только мощнейший философ и знаток живописи,но и знаете кухню творчества(особенно Малевича!) - изнутри...

А что значит, по-вашему, быть знатоком живописи? Приводить пространные цитаты, позаимствованные у других? Сами бы вы до этого (что там написано) додумались бы без этих цитат? Вы даже себе представить не можете, сколько различных материалов в Интернете по "Чёрному квадрату" и с разными мнениями! И я бы вам могла привести кучу цитат, и даже отвечающих вашему представлению о живописи и вашему вкусу на этот счёт. Может тогда бы я сошла за "знатока живописи"?   ;D 


Как вам это:

По признанию самого художника, когда он писал «Черный квадрат», он созерцал пробегавшие по полотну огненные молнии.

Что вы думаете о "созерцании огненных молний, пробегавших по полотну"? Только честно.   8)
Если бы угадали с цитатой,то может и сошли за "знатока".Если бы знали кухню творчества изнутри,то выбрали бы цитату(не обязательно по моему вкусу) объясняющую Ваш взгляд,а не глупые шутки о "квадратах",достойные профана."Мысли" сии,довольно банальные : "Каждое искусство,любого направления - и есть философия,как углублённое исследование мира и себя,реагирующего на этот мир.Познавать можно ведь не только при помощи словесных символов,но и образных,звуковых и т.д.Есть люди думающие,что Малевич,Моцарт,Есенин трудились как проклятые,чтобы поразить нас красотой своих произведений.А они просто переводили свои постижения,полученные в экстазах,на удобоваримый и доступный им язык,для дальнейшего осмысления.Потому так и близки им были именно мистики - более менее понятно,плюс сходность ощущений и состояний."  - живут во мне безо всяких новых источников.Написание картины - очень часто ИСС,так что,не только молниям поверю,он же не говорил,что они были на самом деле.
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #7 : 19 ґХЪРСам 2012, 17:30:33 »
Цитировать
По признанию самого художника, когда он писал «Черный квадрат», он созерцал пробегавшие по полотну огненные молнии


Это были электрические разряды.))

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Русский авангард и эзотерика
« Ответ #6 : 19 ґХЪРСам 2012, 17:15:34 »
Судя по содержательности Ваших с Зейтаном сообщений,Неонилла,Вы не только мощнейший философ и знаток живописи,но и знаете кухню творчества(особенно Малевича!) - изнутри...

А что значит, по-вашему, быть знатоком живописи? Приводить пространные цитаты, позаимствованные у других? Сами бы вы до этого (что там написано) додумались бы без этих цитат? Вы даже себе представить не можете, сколько различных материалов в Интернете по "Чёрному квадрату" и с разными мнениями! И я бы вам могла привести кучу цитат, и даже отвечающих вашему представлению о живописи и вашему вкусу на этот счёт. Может тогда бы я сошла за "знатока живописи"?   ;D 


Как вам это:

По признанию самого художника, когда он писал «Черный квадрат», он созерцал пробегавшие по полотну огненные молнии.

Что вы думаете о "созерцании огненных молний, пробегающих по полотну"? Только честно.   8)


« Последнее редактирование: 19 ґХЪРСам 2012, 17:30:32 от Неонилла »
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100