В авангарде лишь потому так трудно угадать черты религиозного искусства, что оно не предшествует светскому, а следует за ним. Авангард ближе к иконе, чем к картине, и ближе к письменам и знакам единобожеских храмов, чем к иконе, ибо его предмет — прохождение мира, свернутого и запечатанного, как свиток, накануне великого преображения. «Проходит образ мира сего», сказано у апостола Павла (1Кор. 7,31) — и можно ли иначе запечатлеть этот мир, как не в растрате, исчезновении его образа? Авангард — это и есть искусство построения Образа методом его «прохождения», отслоения от зримой, кажущейся поверхности мира. Это реализм апокалиптического века, осознавшего нетвердость и призрачность всех способов устроения мира в себе и для себя, — «апокалиптический реализм».
<...>
В произведениях авангардистов реальность теряет зримость и антропоморфичность, становится теоморфной, «боговидной», готовится к принятию и запечатлению тех форм, которые выводят за грань исторического существования человека.
<...>
«Жизнь юродивого… — пишет исследователь древнерусской культуры А. М. Панченко, — это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее говоря, перестановка этого идеала с ног на голову и возведение безобразного в степень эстетически положительного». Но ведь это и вменяется в вину авангарду его критикой с позиции «хорошего вкуса» и «возвышенных идеалов» (образцы которой можно найти и у марксистских, и у ортодоксально-религиозных авторов). Авангард — это юродствующее искусство, сознательно идущее на унижение, на уродование своего эстетического лика... Очевидно, что такое юродство — феномен антиэстетический, позитивно же его можно определить как феномен религиозный. А.М.Панченко полагает что «безобразие юродства также возможно лишь потому, что эстетический момент поглощен этикой.
<...>
Это не священник, поучающий с амвона, а именно юродивый, валяющийся в грязи.
М. Эпштейн. Искусство авангарда и религиозное сознание* * *
Как мне кажется Малевич нарисовал телевизор. Как то вот так он смог предсказать его появление.
Вы случайно не из телеателье, товарищ?