Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
3) По поводу слов Силуана: "Держи ум твой во аде, и не отчаивайся". Хорошо бы для альтернативного взгляда услышать мнение исихастов. Есть тут такие? 8)я исихаст, токо мнения по данному поводу у меня нет. :-\
3) По поводу слов Силуана: "Держи ум твой во аде, и не отчаивайся". Хорошо бы для альтернативного взгляда услышать мнение исихастов. Есть тут такие? 8)я исихаст, токо мнения по данному поводу у меня нет. :-\
Странно. Как вам фраза "ДЕРЖИ УМ твой во аде"? ГДЕ держат ум исихасты? И придают ли они ему такое преувеличенное значение? ;)я не буду спорить, что я новоначальная и возможно понимаю исихазм как-то не так.
Не знаю, где нужно держать свой ум, исихасты стремятся держаться в Боге.
А вон там-то поначалу самый ад 8) ;)
"Старец [Силуан Афонский] говорит: «Господь Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу».
Отсюда http://rus-sky.com/nasledie/ST_SA/CONTENTS.HTM (http://rus-sky.com/nasledie/ST_SA/CONTENTS.HTM)
"Старец [Силуан Афонский] говорит: «Господь Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу».
Отсюда http://rus-sky.com/nasledie/ST_SA/CONTENTS.HTM (http://rus-sky.com/nasledie/ST_SA/CONTENTS.HTM)
"Истинный делатель умной молитвы! Если ты желаешь достичь истинных и высоких степеней, послушай со вниманием то, что я скажу тебе. Иногда в ночное время ходи один в места непроходимые, в места дикие, в места страшные, в места мрачные, в такие места, которые, как ты чувствуешь, являются гнездилищем и обиталищем демонов. Но прежде чем ты пойдешь туда, приготовься к такой дороге и к такому поступку."
из книги "Трехзвенное созерцание" авт. Неизвестный Афонский исихаст
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/tr_sozert.htm (http://www.hesychasm.ru/library/praksis/tr_sozert.htm) источник
Примерный курс духовной практики для новоначальной Натахи Мостовенко:
1) Частое посещение гнездилищ и обиталищ демонов.
2) Постоянное держание ума во аде.
3) А для погашения комплекса вины и уныния, вызванного пп. 1 и 2, - Иисусова молитва (http://ru.wikipedia.org/wiki/Иисусова_молитва).
8)
Комментировать сюрпризы пока не берусь, ознакамливаюсь.
Не знаю, где нужно держать свой ум, исихасты стремятся держаться в Боге.Все верующие стремятся держаться в Боге. Что касается исихастов, то они стремятся держать свой ум в сердце. :)
Примерный курс духовной практики для новоначальной Натахи Мостовенко::)
1) Частое посещение гнездилищ и обиталищ демонов.
2) Постоянное держание ума во аде.
3) А для погашения комплекса вины и уныния, вызванного пп. 1 и 2, - Иисусова молитва (http://ru.wikipedia.org/wiki/Иисусова_молитва).
8)
Истинный делатель умной молитвы! Если ты желаешь достичь истинных и высоких степеней, послушай со вниманием то, что я скажу тебе. Иногда в ночное время ходи один в места непроходимые, в места дикие, в места страшные, в места мрачные, в такие места, которые, как ты чувствуешь, являются гнездилищем и обиталищем демонов. Но прежде чем ты пойдешь туда, приготовься к такой дороге и к такому поступку.Это пересказ текста из Лествицы (http://www.ccel.org/contrib/ru/Lestviza/Lestviza.htm), Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании (http://www.ccel.org/contrib/ru/Lestviza/Lest21.htm).
7. Не ленись в самую полночь приходить в те места. где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.Надо иметь в виду, что речь идет о тех местах, где человеку страшно, но он прекрасно знает, что ничего с ним не случится: кладбище, темная комната и т.п. Не следует переоценивать рекомендацию и идти туда, где действительно опасно, например, в темный переулок, откуда раздается пьяный смех и звон бутылок.
"Старец [Силуан Афонский] говорит: «Господь Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу».Лествица, Слово7. О радоствотворном плаче.
Отсюда http://rus-sky.com/nasledie/ST_SA/CONTENTS.HTM (http://rus-sky.com/nasledie/ST_SA/CONTENTS.HTM)
Не переставай воображать и вспоминать бездну темного огня, немилостивых служителей, Судию немилосердого и неумолимого, бесконечную глубину преисподнего пламени, и тесные сходы в подземные места, ужасные пропасти, и другое сему подобное, чтобы гнездящаяся в душе нашей похотливость истребилась великим страхом, и душа соединилась с нетленною чистотою, и приняла в себя сияние невещественного света, блистающего паче всякого огня.
Т.е. можно резюмировать, что ... раскрыта довольно таки неплохая психотехника ... и она явно не ограничивается погашением комплекса вины и уныния.
Примерный курс духовной практики для новоначальной Натахи Мостовенко::)
<...>
Конечно, не ограничивается - она их вытесняет (одно заменяется другим), и они таким образом компенсируются.
Это же психотехника! 8)
В Библии страх = признание силы, власти, могущества. Это не обязательно эмоция страха.
28. и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум. (Иов 28:28 (http://bibleonline.ru/bible/rus/18/28/))
(Выделено красным мной.)
(http://blestki.com/blagodarnosti/spasibo/spasibo_36.gif) (http://blestki.com/spasibo_bolshoe.html)В Библии страх = признание силы, власти, могущества. Это не обязательно эмоция страха.
28. и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум. (Иов 28:28 (http://bibleonline.ru/bible/rus/18/28/))
(Выделено красным мной.)
Например:
Тамо убояшася страха, идеже не бе страх = там видели могущество, где его не было
страху Господню научу вас = расскажу вам о могуществе Господнем
Начало премудрости страх Господень = начало премудрости - знание могущества Господа
и т.д.
Пожалуй, в целом так оно и есть. Но не стоит забывать, что акцент на страхе, тут лишь инструмент для понуждения к умной молитве и дальнейшего ее совершенствования (потому я и применил термин психотехника).На мой взгляд, вы правильно применили слово "психотехника". Это она и есть, включая и "умную молитву" (двусмысленный термин, кстати). И я согласна с вами, что только страх и понуждает. Этакая палочка-погонялочка.
И не обязательно этот инструмент может быть зациклен на вине и унынииНо это то, что видно невооружённым глазом. Они все взаимосвязаны и насквозь пропитаны страхом. А, в принципе, всё пропитано этим экзистенциальным страхом (о котором вы написали ниже).
это может быть и страх сам по себе, так сказать "животный" страх, естественный, изначальный, олицетворяющий собой "сошествие во ад". С этой позиции приобретает иной смысл христианский догмат о Сошествии Христа в ад, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.Для меня всё это описание - всего лишь замечательная аллегория, и только в этом (экзистенциальном) виде я её принимаю: сошествие в ад своей души, где гнездится "животный (или экзистенциальный) страх" (так называемая "ночь души") - распятие (смерть старого/ветхого человека, или "мертвеца") - сокрушение врат ада (прежде всего, утрата чувства вины) новым мировосприятием - свобода (освобождение души, заключённой во мрак) - выход души из ада (или мракобесия) - "воскресение из мертвых" (второе рождение после "первой смерти", обретение второго дыхания, барака - "дыхание [самой] жизни").
Что есть начало премудрости? Начало премудрости — страх Господень (Пс. 110,10; Притч. 1,7; 9,10). Об этом поведали нам два богодухновенных царя, отец и сын, Давид и Соломон. Какой это страх? К жизни или к смерти? Страх Господень ведет к жизни, — поясняет Премудрый [и добавляет, — и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его] (Притч. 19,23). Следовательно, это страх животворящий, очищающий человека от растлевающего зла изнутри и отражающий разрушительное зло снаружи. Очевидно, что не имеющий страха Господня не обладает и защитой от этих двух зол. Тот же мудрец говорит и следующее: В страхе пред Господом — надежда твердая (Притч. 14,26). Эти слова, конечно же, означают то, что хранящий в себе Божий страх имеет в Боге и упование. И еще добавляет: Страх Господень — источник жизни (Притч. 14, 27). Источник скрывается во мраке, он сокровенен, но, вырвавшись оттуда, становится рекой, текущей и блистающей на солнце. Источник и река — не есть ли это картина страха и любви? Но откуда взяться реке, если нет источника? И наконец, приведем еще одно его изречение: Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (в сербск. «который всегда боится Господа». — Примеч. пер.) (Притч. 28,14). Пребывая в постоянном страхе перед Богом, человек чувствует себя счастливым. Это не требует пояснений. Достаточно лишь пробежаться взглядом по людям и сравнить человека, лишенного страха Божия, и человека, носящего его в своем сердце. У первого — неудовлетворенность и смущение, а у второго — спокойствие и постоянство.(Отсюда (http://www.hram-vsr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=634:a1012151&catid=64:snserb&Itemid=107).)
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |