Итак, при всём моём уважении к Шопенгауэру и Лосскому, мы всё же не должны забывать, что находимся на суфийском форуме, и поэтому я привожу главы из книги шейха Ибн Таймийа, посвящённые вопросу о предопределении:
О БОЖЕСТВЕННОМ УКАЗЕ И БОЖЕСТВЕННОЙ МЕРЕ (ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ)
Всякий, кто довольствуется вселенскими истинностями, но не признаёт религиозной истинности, окажется среди последователей проклятого Иблиса и тех, кто отказывается от Господа миров. А всякий, кто признаёт их (религиозные истинности) только в некоторых случаях, или только в некоторых ситуациях, то его вера и преданность Аллаху Славному и Всевышнему будет мала настолько, насколько были малы религиозные истинности. Это серьёзное положение, в котором оказалось много заблуждающихся людей, и было так много заблуждающихся искателей (истины), что даже среди знаменитых шейхов, которые утверждали о реализации (истинности), о Единственности Аллаха, и о Знании, было много тех, кто ошибался. Никто не может сосчитать, сколько их было, кроме Аллаха Славного и Всевышнего, Который знает все дела и явные, и скрытые.
Шейх Абд аль-Кадар6, да будет доволен им Аллах, говорил об этом: «Многие люди, как только подходят к вопросу об аль-Кадха (Божественном Указе) и аль-Кадар (Божественном предопределении), умолкают. Но только не я. В нём открылось для меня окно. Я защищал (отстаивал) предопределение Истины при помощи истины ради Истины. Настоящий человек тот, кто борется против предопределения, а не тот, кто приспосабливается к предопределению».
ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФАТАЛИЗМЕ
Шейх, да будет доволен им Аллах, отметил то, что было приказано ему Аллахом Славным и Всевышним, а также Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Но многие люди заблуждались в этом. Те, кто заблуждались, говорили о том, что было предопределено для кого-то из них в отношении мятежей и грехов, и о том, что было предопределено другим в отношении мятежей и грехов, даже в отношении куфра (неверия в Ислам). Они свидетельствуют (признают), что заблуждение происходит по воле Аллаха, и по Его Указу и Предопределению. Они считают, что поддаваться греху (не противится ему), приспосабливаться к нему и принимать его и т.д. — это религия, прямой путь и Богопочитание.
В этом они схожи с политеистами, которые сказали:
«Если бы Аллах пожелал, ни мы бы не придавали Ему сотоварищей, ни отцы наши, и не запрещали бы ничего [против Его воли]». (Скот, 148).
Они также сказали:
«Разве мы станем кормить того, кого Аллах накормил бы, если пожелал?» (Йа Син, 47).
«Если бы не воля Самого Милостивого Аллаха, не поклонялись бы мы им». (Украшения, 20).
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЛАХА, С КОТОРЫМ МЫ ДОЛЖНЫ СМИРИТЬСЯ
Если бы они действительно находились на пути праведном, они бы знали, что мы должны смириться с Предопределением Аллаха и терпеливо выполнять Его Предписание в бедах, которые обрушиваются на нас (таких, как бедность, болезнь, страх).
Аллах Всевышний сказал:
«Ни одна беда не обрушится на нас, если не будет на то воли Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, сердце того Он направит на верный путь». (Взаимное обманывание, 11).
Некоторые праведные предшественники говорили об этом: «Праведником считается тот, на кого обрушилась беда, но он знает, что это по воле Аллаха Всевышнего, и поэтому с удовлетворением принимает её».
Всевышний Аллах сказал:
«Ничто не постигает из событий на Земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в Писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это легко для Аллаха! — чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло». (Железо, 22—23).